Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

До сих пор ведутся дискуссии на тему: рождается ли ребенок с талантом или его можно развить в течение жизни? Другими словами, Есениными, Пикассо, Моцартами становятся потом или нужно изначально ими родиться?

Педагоги Вальдорфской школы утверждают, что творческое семя заложено в каждом из детей — отсюда потребность у дошкольников и школьников менять окружающее пространство: ломать, переделывать, разрисовывать стены. Поэтому для художественного воспитания детей в такой школе или детском саду вводятся кроме труда и рукоделия такие предметы как рисование, пение, эвритмия и т.д...

Целью воспитания является развитие у детей душевной основы, то есть, всестороннее развитие чувств — чтобы ребенок мог раскрыть свою индивидуальность в социуме. Родители должны активно этому помогать, особенно, если их цель подготовить ребенка к художественной школе.

Методы художественного воспитания

Во-первых, это расширенный художественный подход в преподавании школьных предметов, который затрагивает не только само творчество, но и обучение. В школе дети много делают своими руками, стараются создать что-то нужное и красивое, что может принести пользу и порадовать людей. Активно ведется освоение рукодельных и ремесленных технологий, применяется различная техника в живописи и рисовании, музыкальных занятиях.

Во-вторых, художественный процесс и образные методики применяются практически на всех уроках. Это помогает школьникам создавать яркие и запоминающиеся описания на основе проделанных в классе опытов, заданий и рассказов преподавателя.

Третий метод – это глубокое «прочувствование» знаний в ходе школьных занятий, так сказать, вливание жизни. Достигается это через образные примеры и творческие задания — например, изобразить цветными карандашами какую-нибудь букву, число или формулу, почувствовать изучаемый предмет на вкус, звук, цвет, запах — что он напоминает. Такие художественные вставки в процессе обучения не только развивают эмоциональное восприятие ребенка, но дают возможность почувствовать познание, как собственную жизнь.

Раскрытие художественных способностей

Часто родители задаются целью «сделать» из своего чада кого-то особенного. Многие полагают, что художественное воспитание необходимо только тем, у кого есть способности к рисованию, музыке и т.д. В принципе, это есть почти у всех, и поэтому требует определенного раскрытия. Учитель активно помогает раскрывать таланты и способности детей, вовлекая их в творческий процесс. Родители же считают, что их ребенок в первую очередь должен заниматься, к примеру, иностранным языком. Но может быть, изобразительное творчество тоже не такой уж бесполезный предмет? А что, если только с помощью него и возможно поддерживать интерес школьника к математике или тому же иностранному языку?

Творческие предметы играют определяющую роль в раскрытии способностей, которые в не дифференцированном виде заложены в личности ребенка. Поддержка интереса к рисованию, пению, лепке, да любому творческому проявлению — это есть исходный пункт формирования пространственного мышления, которое разделяет, ставит на свое место и конструерует. А это, в свою очередь, важно, когда наступает время выбирать будущую профессию, такую как, например, архитектора.

Воспитание мышления, чувств и воли

Прорисовывание форм является особенным педагогическим приемом воспитания в такой школе. Везде в жизни встречаются геометрические фигуры: снежинки, кристаллы, раковины улиток. Ученики учатся по-разному чувствовать разные формы. Рисование применяется во многих школьных предметах. Например, на уроках истории, прорисовываются средневековые и восточные орнаменты.

И так здесь во всем: на уроках физики, используется параллельно лепка. Из пластилина самостоятельно, своими руками делаются подручные средства для проведения опытов.

Когда ребенок занимается художественным творчеством, он проходит через те же препятствия, которые заключает в себе окружающая жизнь. Например, когда преодолеваешь сопротивление обрабатываемого материала. Это может быть, как глина, так и дерево, краски или абстрактная форма движения, да даже стихотворение, которое следует заучить.  Это трудноразрешимо, пока ребенок несвободен, не «вжился» в сам материал. Этот творческий процесс включает в себя: обдумывание, необходимость напряжения воли, но и радость.

Во всем этом участвует не только душа, сопричастность глубока и физически. Потому одна из особенностей детей – очень тесная связь физического и душевного. На основе всего этого и строится обучение.

Развитие свободной инициативы

Школа дает возможность свободно проявить свои душевные склонности в различных видах занятий, давая возможность преодолеть барьеры, которые стоят на пути к заложенной внутри одаренности. Воспитатели и учителя, поддерживая инициативу ребенка в художественных занятиях, помогают превратить то, что дремлет, в живое реальное воплощение. Это закладывает основу личностного роста, развивается интерес к предпринимательству в жизни.

Вальдорфская школа объединяет внутри себя людей, которые стремятся видеть и в дошкольнике, и в школьнике развивающуюся личности, то есть, будущего взрослого человека, умеющего целостно воспринимать окружающий мир. Эти дети выходят в жизнь более интеллектуально и психически приспособленными. Развитое чувство ответственности и самостоятельность, здоровое мышление и восприятие действительности, желание продолжать совершенствоваться и реализовываться. Художественный подход в воспитании делает их ум более активным, более коммуникабельным и волевым. Поэтому много успешных и реализованных людей выходит из стен такого учебного заведения.

© Настасья Косимова, 2018

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *