Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Часто спрашивают про дизайн детской комнаты для школьника. Что могут здесь посоветовать педагоги? И так ли это важно, чтобы у ребенка была своя комната, которая обустроена по определенным законам?

Вальдорфский детский сад

Да, это чрезвычайно важно, в какой комнате обитает душа подрастающего человека, и в первую очередь важно, чтобы он имел возможность создавать в этой комнате свой дизайн. На вопрос, чем отличается по дизайну детская комната мальчика от детской комнаты девочки, можно ответить так, что мальчик будет создавать свое, а девочка свое. Дизайнерские идеи ребенок приносит из школы в дом, а не наоборот. Школа — это место, откуда он приносит идеи, а детская комната — это полигон для творчества.

Сам себе дизайнер

Надо быть готовым к тому, что школьник, который начал обучаться в нормальной школе, где не подавляют его творчество, захочет покрасить стены в свой цвет. Так, дайте ему такую возможность! Не надо бояться, что он испортит предустановленный дизайн — просто, ему не нравится, что стены такие безжизненные. В школе он видел, например, что стены из дерева, что они имеют структуру природного материала, и он начинает это ценить. А дома он видит обыкновенные плоские стены с искусственными обоями, которые, может быть, и модные, и дорогие, но он от них устает — от единообразия и мертвичины. Ему скучно, и он будет чувствовать себя одиноко в своей детской комнате, поскольку его ожившей душе становится этого мало — и тогда рождаются идеи, типа, перекрасить стены комнаты в другой цвет.

Какой дизайн нравится ребенку

Главная педагогическая идея состоит в том, что ребенку нравится тот дизайн, который соответствует его правильному развитию. Но у каждого это развитие свое. Мы уже говорили, что детская комната девочки требует одного дизайна, а детская комната мальчика — другого. Слово «требует» не надо понимать так, что вы должны что-то привносить в этот дизайн и ориентироваться на какие-то образцы и каноны. Просто надо прислушиваться, что хочет душа ребенка в этом возрасте, в этом классе, в этом социальном окружении, и помогать ему создавать задуманное. Если он этого не получит, то его руки автоматически потянутся к компьютеру или смартфону, и его душа будет жить в другом мире, а из этого дома уйдет. Потому что здесь он не может воплотить свои творческие идеи.

Геометрия детской комнаты

Хорошо, если комната имеет правильные пропорции, например, дверь по центру стены — это влияет на развитие у школьника правильного мышления. Какая архитектура жилища, такое у человека будет и мышление. Если эта архитектура бедная, в ней нет каких-то дополнительных элементов («излишеств»), то соответственно будет бедным и воображение у ребенка, когда он вырастет. Многие дети переносят это спокойно, потому что они уже подавлены, но душа ребенка будет протестовать, и он будет либо рваться из этой бедной обстановки, либо уйдет в виртуальный мир.

Всякие пороги, винтовые лестницы, разновысотность, наклонные стены, округленные окна — все это нравится ребенку. Но важно, чтобы это был спланированный дизайн, а не так получилось при строительстве. Планировка должна иметь идею, ибо всякий срез или выступ должен быть логически обоснован, иначе это будет тяготить сознание подрастающего человека: чья-то чужая воля задумала непонятное, неподвластный рок довлеет надо мной и т.д. Дверь в чулан будет вызывать у ребенка фантазии, будто она ведет в подземное царство, типа, как в сказке про Буратино — и лучше бы, чтобы этих непреднамеренных фантазий не возникало. Обучение в школе дает уже достаточно пищи для творчества, поэтому имеет смысл поселить ребенка в более простое и понятное, чем в мудреное помещение.

Мир и антимир

Королевство кривых зеркал начинается с детской комнаты и с дома, в котором ребенок живет. Вся неправильность, хаотичность, косность этого мира переносится во внутренний мир ребенка и становится там антимиром. Мы в вальдорфской школе стараемся строить действительный мир, а родители детей, часто сами того не сознавая, строят внутри ребенка параллельный антимир и потом удивляются, откуда это у него взялось.

В дизайне детской комнаты следует избегать кривизны, что важно не только для школьного возраста, но и для детсадовского, и для любого. Геометрическое мышление ребенка не в силах выпрямить эту внешнюю кривизну, и он становится ее пленником. Это далеко не безобидное упущение, если вместо прямоугольника комната представляет из себя неправильную трапецию. Эта неправильность и кривизна наложит отпечаток на всю его личность, и потом ему уже не поможет ни лечебная, никакая продвинутая педагогика. Не надо создавать в детской комнате антимир! Если вы заметили, что ребенок рисует на бумаге какие-то страшные миры, значит, что-то не то с геометрией детской комнаты.

Убранство детской

Не надо насаждать ребенку свое, но лишь поддерживать его зарождающиеся идеи, которые он получает в процессе обучения. Дизайн детской комнаты — это в какой-то мере отражение его пути развития в школе. После эпохи биологии возможно появятся на стенах рисунки зверей, ребенок захочет сделать выставку. Надо дать ему эту возможность! Пусть он обставляет и украшает комнату, как хочет. Иначе он когда-нибудь все равно вырвется на свободу и превратит свою детскую, как некоторые студенты в общежитии, в рассадник антикультуры. Если кто-то пишет на стенах туалета нехорошие слова, это значит, родители не давали ему дома выразиться в настенной живописи.

А если ребенок начнет рисовать прямо на стенах?

Ну и что, пусть рисует! Просто объясните ему, что места на стене скоро не хватит, и есть для этих целей бумага, которую можно прикрепить к стене и устроить целый вернисаж. Запрет на детское творчество, на придуманные детьми перестановки и изменения в интерьере — это лучший способ навсегда потерять над ребенком контроль. Лучше уж принимать участие в его дизайнерском творчестве (если хотите — терпеть), чем останавливать и критиковать. Ведь это же ваше произведение, вы сами это породили на свет!

Особенно это относится к вальдорфским детям, потому что они приходят домой полные дизайнерских идей, полученных не только от помещения школы, но и от уроков. Им хочется принести домой то, что они узнали, прочувствовали, достигли, хотя они, скорей всего, и не пожелают рассказывать вам об этом — папа и мама, мы сегодня проходили солнечную систему — но зато эта солнечная система будет воплощаться у вас дома их ручками. Так дайте же им простор для ручного творчества!

О размерах детской комнаты

Как-то принято, что маленький человек должен жить в маленькой комнате. Наверное, это осталось в сознании людей еще с советских времен бедности и тесноты. А почему нельзя отвести ребенку большое помещение, целый зал? Всё твое! Почему мы ограничиваем его пространство стенами детской, а не даем в качестве площадки для дизайна весь дом? Не так важно, кто в комнате хозяин и сколько там живет детей, братьев и сестер, а важен размер пространства, где человек творит — ведь это же уже не малыш, а школьник. Важно, чтобы это пространство было как можно больше, а в идеале — целый мир. В своей же комнатке можно только спать и вообще ее не обустраивать, но это при условии, что вы отводите для детского дизайна весь дом и весь участок.

В дизайне есть элементы, которые вам заданы изначально проектом дома и вы не можете их изменить. Есть элементы, которые вы можете поменять, и вы их меняете с учетом того, что ваш дом это детская, поскольку у вас есть дети. И есть элементы, которые могут изменить ваши школьники — и пусть они берут и меняют! Чем больше ваш ребенок получит пространства, тем больше будет масштаб его личности. И об этом надо в первую очередь думать, если мы говорим о дизайне детской комнаты с точки зрения свободнй педагогики: большому кораблю — большое плавание.

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: Нормальная домашняя обстановка школьника

  • Действительно ребёнок вальдорфской школы может стать творящим во всех областьях жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *