Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Вальдорфская школа

Организатор вальдорфской школы в Дибунах Екатерина Шихалиева на уроке эвритмии

Вальдорфская педагогика

Первая вальдорфская школа была основана Рудольфом Штайнером в 1919 году в Штутгарте в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория, это послужило источником имени «Вальдóрфская». В России такие школы появились в 90-х годах в период перестройки. При этом основные идеи и принципы обучения были воплощены еще раньше в российских школах, например, Ушинским, Сухомлинским и Львом Толстым, они также созвучны школе Амонашвили. Главный метод обучения в вальдорфских школах — живое общение учителя и ученика.

Чтобы получить правильное представление о вальдорфской школе и обучении в ней, мало об этом рассказать, надо это видеть, присутствовать — хотя бы посетить открытый урок или, еще лучше, педагогический семинар, познакомиться с учителями в живой беседе. Ниже мы попытались сформулировать основные отличия и принципы таких школ, однако данная информация не является исчерпывающей и понятной, если вы не видели примеров, как проходит процесс.

Основные принципы обучения в вальдорфской школе

  1. Учет возрастных особенностей детей при составлении программы и выборе метода обучения. Материал и особенности предмета ориентированы не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на духовно-душевное.

  2. Один классный учитель с 1-го до 8-го класса. Для вальдорфской школы это принципиальный момент, так как в возрасте от 7 до 14 лет очень важна личность человека, который находится с детьми в течении всего периода обучения. Классный учитель более глубоко и полно взаимодействует с учениками, имеет возможность наблюдать процесс их становления, видеть особенности и перспективу развития, а также знать причины возможных проблем в периоды кризисов. Он видит ребенка целостно, а значит имеет больше возможностей, чтобы вовремя ему помочь, поддержать и направить.

  3. Преподавание предметов «эпохами». Идея погружения в материал далеко не новая, и многие выдающиеся педагоги задолго до Р.Штайнера отмечали, что слишком частая смена деятельности не дает возможности сосредоточиться на одной теме, творчески себя в ней раскрыть и делать открытия. В вальдорфской школе эпоха длится 3-4 недели. Каждый день в течении первого сдвоенного урока (полтора часа) идет погружение в один предмет. Например, эпоха физики в 8-м классе происходит один раз и имеет темы: оптика, теплота, электричество и магнетизм, гидравлика. После эпохи физики следует эпоха по другому предмету и т.д.

  4. Уроки выстроены с учетом естественного ритма дня, недели, года. Напряжение на основных уроках сменяется естественным расслаблением в виде художественной деятельности, игры и прогулки. Эпохи планируются сообразно времени года: так, в зимний темный период изучаются предметы, требующие умственного напряжения. В теплое и светлое время года, когда хочется быть на улице, имеет смысл проходить предметы, направленные на изучение природы и окружающей жизни, заниматься садоводством, трудом, ремеслом.

  5. Нет привычных оценок в баллах. В вальдорфской школе отсутствует сравнение учеников и соревновательный элемент. Каждый свободно развивается в своем темпе, опираясь на свои способности и достигнутые успехи. В конце года у ребят на руках оказываются впечатляющие творческие работы, тетради-учебники, оформленные собственноручно.

  6. Огромное значение придается предметам художественно-эстетического цикла, рукоделию и ремеслам. Они органично вписаны в программу, часто интегрируются в другие предметы, либо идут отдельными циклами. Сейчас большинство образовательных систем признают важность ручного труда для полноценного и гармоничного развития как интеллектуальных способностей, так и волевого аспекта. Музыка, живопись, театр дают возможность раскрыться душевным качествам и творческому потенциалу детей. Индивидуальные качества и способности реализуются через глубокие душевные переживания, необходимые каждому человеку.

  7. Феноменологический подход к изучению предметов. Сначала — живой опыт, эксперимент, наблюдение. Затем — описание, и в конце — выводы, формулировка. Еще Аристотель сформулировал это как классическое правило педагогики: мышление начинается с удивления. Важен исследовательский характер преподавания, возможность открытия учениками нового, обсуждение, совместный поиск истины.

  8. Сотрудничество родителей и педагогов. Их взаимодействие направлено на общее понимание процессов развития и образования детей. Усилия должны быть совместными и иметь единую цель. Важно, чтобы учителя и родители стремились к взаимопониманию, оказывали разностороннюю поддержку учащимся, участвовали в творческой и трудовой деятельности школы.

    На снимке — урок эвритмии в Вальдорфской школе, занятие с палочками.

 

Поделиться в соц. сетях

3 комментария: Основные отличия вальдорфских школ

  • : Вальдорфская педагогика, школа, класс, Рудольф, образовательная среда, процесс обучения, учебный материал, образовательная среда школы, Вальдорфская школа, антропософская концепция.

  • Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени

  • Очень замечательный текст. Только сосем маленькая ошибка: Первая вальдорфская школа была основана в городе Штуттгарт для детей работающих в фабрике пройзводства папиросов с именем Вальдорф-Астория, поэтому вальдорфская школа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *