Остается загадкой, как художник Владимир Заруцкий (Санкт-Петербург) создает такие задушевные и натуралистичные городские пейзажи. Сочетание импрессионизма с реализмом! Это работа большого мастера, выполненная в технике акварельной живописи, заслуживает внимания и изучения. Каждый объект здесь на своем месте и ответственен за общий эффект в плане движения, освещения и геометрии пространства.
Внешний свет неба и внутренний свет фонарей
На картине изображена одна из улиц Петроградской Стороны, пересекающая Каменоостровский проспект. Два здания на заднем плане с левой и правой стороны проспекта с крошечными пятнами темных и горящих окон освещаются желтым светом уличных фонарей и фар. На переднем плане заснеженная площадка сквера, подчеркивающая в отраженном свете заданную прямоугольную геометрию улиц — тоже желтовато-оранжевый свет. А чуть дальше троллейбусы и машины, создающие ощущение движения, в которое погружена жизнь большого города — и они освещены белым светом — неба. Примечательно, не правда ли? Два света — внутренний и внешний.
Вечерний или ночной пейзаж?
Небо еще светлое, и можно подумать, что это день (зимой в Петербурге ночь наступает очень рано). Однако сказано, что картина называется «Ночная Петроградка». Так, ночь или сумерки?
И все-таки это ночь. По ощущению. Хотя транспорт еще, конечно, ходит, и жизнь в городе не замерла, но все равно это уже время, когда наступила бы полная темнота, если бы не было искусственных огней. Неужели ночное небо в действительности светлое?
Как художник изображает температуру воздуха?
Мы видим на фоне неба изящные силуэты деревьев, которые покрыты инеем. (Конечно, не инеем, а полупрозрачным слоем краски!) Однако не только это заставляет нас думать, что на улице весьма серьезный минус. Минус пятнадцать точно! Художник передает температуру цветом. Каким образом?
Светло-синее небо по цвету холоднее темных крыш зданий. Вот для чего художник высветлил небо — чтобы сделать его по контрасту более холодным. Ведь черное небо создало бы от картины ощущение теплоты. По этой же причине и троллейбус, и машины тоже белого цвета — подчеркнуто, что металлические поверхности очень холодные. Теплые только здания, где люди живут.
Почему же тогда на картине ночь?
И несмотря на светлое небо! Потому что здания и наша площадка на переднем плане освещаются желто-оранжевым внутренним светом. Днем этих отблесков фонарей мы бы не заметили, но поскольку они есть, значит — ночь.
Вот такая замечательная картина. Было интересно проанализировать ее. Спасибо художнику!
Автор статьи: Михаил Андреев
Добавить комментарий