Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Иветта Лохматова «Зимний вечер», холст, масло. 70×90 см, 2024

Посмотрите на эту картину! По всем признакам сразу узнаешь настоящую живопись. Все узнаваемое и предметное, но соответствие реальности, оно только кажущееся. При погружении не увидишь ни домиков, ни деревьев, ни сараев — ничего толком не прорисовано — зато эта стихийная беспорядочность крупных мазков, строгость линий, сочетание простого со сложным, создают переживание божественного присутствия. Ты полностью присутствуешь в чуде, которое перед тобой!

Божественное присутствие

Вот что характеризует данную картину. Какими живописными средствами достигает художник того, , что тебе кажется, что ты предстоишь перед чем-то. Это не модель, и не натура, с которой художник списал образ. Может, этой модели и деревеньки, которая послужила праобразом, и вовсе не было! С таким же успехом художник мог написать этот этюд и без натуры. Просто, почувствовав в себе божественное присутствие.

Источник живописного вдохновения

Да, где же этот источник? Принято говорить, будто художник изображает не что-то увиденное вовне, а свое настроение и состояние, а ля импрессионизм. Но и это не так! Сто лет назад мы еще могли верить, что это так, а сейчас так современные художники уже не пишут, как Моне, Шагал и т.д. Они оставили далеко позади и реализм, и импрессионизм, и даже не важно, как это направление называется — они подошли дальше, ближе к духовному, к истинной реальности.

Зрительное ощущение и существо

Только никто не знает, как эта истинная реальность выглядит. А выглядит она как некое невоспринимаемое глазом божественное существо. Но при этом — иллюзия полной реальности, как будто перед нами что-то конкретное и оформленное — как заснеженный хутор. Очевидно, художник для конкретизации увиденного в духовном мире откровения пошел нам навстречу: «Да, если хотите, я могу для вас изобразить это в виде знакомых и родных сердцу образов, чтобы ваше зрительное ощущение могло за что зацепиться». Но на самом деле, ничего этого нет.

А что тогда есть кроме образов?

Вопрос этот ставит в тупик считающих, что они разбираются в живописи, тех умников с высоким IQ — критиков и искусствоведов, которые тупо смотрят на картину, но своими учеными словами ничего не могут объяснить, что эти образы обозначают. Не правда ли, парадокс! Зачем они, спрашивается, учились и заканчивали свои академии? Да и сами художники тоже не очень-то распространяются о значении картины, но не потому что тупые, а потому что им запрещено распространять это — Бог запретил.

Мне Он не запретил. Правда, и не разрешил тоже. То, что я скажу сейчас на свой страх и риск, вам в это совсем не обязательно верить. Однако, мой долг художественного критика заставляет меня говорить всё, как есть:

Это БЛАГОДАТЬ.

Божественная благодать, спустившаяся на землю. Откуда-то из высоких-превысоких регионов духовного мира, где обитают серафимы. Благо, данное человеку свыше — вот так оно выглядит. То благо, которое надо еще заслужить.

Художник, по-видимому, заслужил, и тогда Дух приводит его в местность, где дает ему мимолетно пережить высочайшую благодать. А затем художник садится за картину, погружается в материал и пишет, старается написать в красках, что позволено ему было ощутить. Но выходит совсем не то — зима! И все такое занесенное снегом, как будто ты на краю света, как будто шагаешь через неубранные сугробы в свой полуразвалившийся родной дом — но зато какой Рай! Какая радость, что тебе дали жить в этой старой заброшенной Богом деревне — читай, на Земле! И благодарность Ему за то, что Он тебя не покинул!

Что нам делать с этой благодарностью?

Для чего художник пишет картины? — Для нас, конечно, для так называемых зрителей, для тех, кто еще не заслужил. Он, конечно, святой, и Бог святому дает, но мы-то ЧТО должны с этой благодатью делать, спустившейся на художника? Восхищаться его мастерством? Любоваться красотой русской природы? Березками и русской зимой?

«Ведь, есть же в России еще нетронутые прогрессом места!»

Больше — нам выпало завершить работу художника. Картина не закончена, пока мы с ней духовно не разобрались. Творец, оказавший художнику свою милость, обращается теперь к нам, которые почувствовали божественную благодать, чтобы мы доделали свою часть работы. Но как? Каким образом мы можем закончить чужую картину?

Пропустить картину через сон

Картина уже не чужая, а своя. Надо ее увидеть в себе. И не напрасно она называется «зимний вечер» — потому что за вечером следует ночь — возьми ее в ночь и дай душе внимательно ее рассмотреть, пережить с ощущением снизошедшего на тебя счастья. Ибо был вечер, и было утро, но ты не заметил и не оценил среди дневной суеты того, что тебе сегодня далось, не понял, что на тебя сегодня снизошел Святой Дух.

Вот так это бывает. Вечер спускается на Землю, зажигаются в окнах огни, во внешнем мире пробирающий до костей мороз — а ты забираешься в свой теплый дом, вспоминаешь прожитый день и погружаешься в сон. И душа понимает, что сегодня она пережила благодать.

Память о встрече с Духом

Если ты сейчас читаешь эту статью и твои глаза устремлены на существо, изображенное на картине, то это не случайно. Духовный мир сейчас хочет обратить твое внимание на то, что сегодня днем в твоей жизни произошло что-то великое. Ты совершил какой-то важный шаг, прорыв, еще недостаточно тобою осознанный — поэтому помни об этом! Тебе посылается из мира духа сегодня картина божественной благодати. И если ты вспомнишь, ЧТО сегодня произошло, то с полным правом можешь сказать, что ты выполнил свою часть работы.


Инвесторы, художники и те, кто их продвигает! Если Вы хотите, чтобы писатель и критик Михаил Андреев написал о ваших картинах художественно-критические статьи, станьте участником проекта «Русское Возрождение».

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *