Поль Синьяк — французский живописец импрессионист и неоимпрессионист, главный вдохновитель стиля пуантилизма, от которого сам же потом отказался, потому что ему наскучило нанесение мелких многочисленных точек на холст и начало злить. Картину «Гавань в Марселе» он сделал с наброска, по памяти, вернее даже, не по памяти, а как придется, как ему велело чувство цвета и формы.
Почему я хочу разобрать здесь эту картину?
Богатый искатель приключений
Потому что Синьяк был не просто художником, вдобавок богатым художником, но еще и большим любителем литературы, и в его мастерской собирался целый кружок писателей. Их литературные образы звали его в морские путешествия, а он, в свою очередь, интересовал писателей как мореплаватель и прототип их героев, искателей морских приключений.
Но вернемся к картине, чтобы раскрыть ее секрет.
Секрет живописного мастерства
При первом взгляде картина нам кажется маловыразительной и какой-то унылой, может быть, из-за его пуантилистической манеры, некоторой размытости или обилия синего цвета. Небеса почти не отличаются по тону от водной глади, солнечный берег гавани — от противоположного теневого. Простое копирование с натуры. Легкость нанесения точечных мазков — без надрыва, как у многих художников, прежде чем выбрать цвет. Живописцы критиковали его за отсутствие четкости, за то, что он смешивает краски прямо на холсте, презирая при этом академические основы живописного мастерства.
Однако, если продолжить мыслительное рассмотрение картины, обратив внимание не столько на цветовые нюансы и пятна, сколько на геометрию, отношения размеров и легкие отклонения основных направлений от вертикали и горизонтали (проделали?), то мы заметим вдруг, что картина стала объемной. Возникает даже ощущение движения в пространстве.
Сразу возникает вопрос, как художник достиг такого эффекта?
Громада двинулась и рассекает волны!
Смотрите! Тот парусник, что в центре картины, он мощно двигается на нас. Увидели? Гребец на лодке слева торопится уступить ему путь. А нам, зрителям, наблюдающим эту картину с яхты художника, который в эту минуту спешит зарисовать пейзаж гавани, тоже пора посторониться, а то будет, как в той присказке: корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. И тогда уже не критики будут критиковать твою картину маслом, а спасательные и ремонтные службы в порту раскритикуют ее матом — и выставят тебе такой счет!
Художник делал свои наброски прямо с яхты, которой сам же и управлял. Он охотился за чужими яхтами, которые его сильно привлекали. Потом по сделанному наспех наброску он писал красками большую картину и шел к владельцу яхты, чтобы ее купить. В отличие от обычного художника его вообще не заботило, чтобы продать ему свою картину. Напротив, его целью было купить то, что на ней! И происходило чудо: владелец, видя его горящие творческим светом глаза, быстро соглашался и даже уступал в цене.
Творчество и бизнес
За свою жизнь художник купил таким образом 32 яхты. Для себя покупал, конечно, коллекционировал их. Покатается, покатается на одной — и потом продаст, но уже значительно дороже. Вот что значит настоящий творческий бизнес!
Как достигается эффект, что парусник на картине двигается на нас?
Очень просто. Художник плевал на все эти законы живописи и совершенно не заботился, какое он произведет впечатление на зрителей: правильное или неправильное. Он хорошо знал, что часть их будут осуждать работу в любом случае, независимо от того, соблюдаешь ты эти профессиональные правила письма или не соблюдаешь. Он делал то, что хотел — страстно хотел как можно скорее приобрести судно — и судно, услышав его молитву, мистически двигалось к нему навстречу! Это движение судна к новому владельцу отражалось стихийным образом и на картине, отчего сама картина тоже выигрывала в цене (но это уже артистические мелочи).
Вы, конечно, спросите: А как он конкретно руками это делал, своей кистью, если отложить в сторону всякую мистику?
Эффект приближения
Просто он искусно управлял цветом, и при выборе цвета смотрел не на физический объект, покоящийся на воде, а на предмет своей мечты — яхту. Вы видите, что борт судна является самым светлым местом на всей картине? Художник вогнал туда много желтого цвета, и пузо у парусника получилось почти золотое, светлее даже чем паруса и освещенные солнцем здания. Это несколько странно, но он так хотел. А чем характерен желтый цвет? Он имеет тенденцию светить и излучаться вовне, поэтому своим светом он двигает всю темную громаду корабля. Вот и получается, что она как бы к нам приближается. На самом деле, это мы к приближаемся к яхте.
Вот и весь секрет! Художнику стать миллионером очень просто. Не картины надо продавать, а вложиться в бизнес своей мечты, вложиться в него со всей своей творческой страстью.
Вдохновение и прибыль
Та же штука, как у Поля Синьяка, получается с писателями и поэтами. Как это работает? Вы никогда не разбогатеете, покупая и продавая произведения. Как сказал Пушкин, «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Твое произведение есть в чистом виде поэтическое вдохновение, и его нельзя продать, или во всяком случае, так же трудно продать, как художнику свою картину.
Но можно вложить свое вдохновение в какой-то другой продукт, которому вы посвятили свое произведение, и тогда вы сможете купить этот продукт дешевле, а продать потом соответственно дороже. И чем сильнее вы вкладываете вдохновение в свой бизнес, тем больше прибыль. Страсть и вовлеченность — вот что важно!
Каждая картина, которую вы страстно описываете в своем эссе, открывает вам идею. Попробуйте применить ее, и вы откроете смысл истины: ИСКУССТВО ДУХОВНО ОБОГАЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА.
© Copyright: Михаил Андреев, 2023
Добавить комментарий