Школа «Радонеж», Санкт-Петербург, пос. Песочный
Школа, которую Вы давно искали
Почему наша школа называется школой для детей, школой для взрослых и плюс к этому живой школой — это те вопросы, на которые мы сами — учителя и педагоги — стараемся найти ответы. В настоящее время существует громадный запрос не просто на вальдорфскую школу, но именно на живую школу, или школу жизни, которая одновременно является школой для самих родителей, для взрослых, чьи дети приходят в нее. Это не вы приводите сюда своих детей, а они, глядя на ваши поиски альтернативной педагогики, ведут вас сюда, чтобы вы тоже учились и взрослели вместе с ними.
Чему надо учиться в школе?
Задайте себе такой вопрос! Чему мы должны научить наших детей? Какими мы хотим их увидеть через десять-двадцать лет? Чем они должны владеть, какими навыками и способностями? Какой дух нести через жизнь?
Развитие способностей — это устаревшее выражение, ничего не объясняющее в педагогике. Развитие подразумевает, что в человеке что-то заложено или наоборот отсутствует, и наша задача педагогов это заложенное соединить со школьной программой, а она представляет из себя лишь сумму знаний, которую стараются впихнуть в ребенка, чтобы сдать экзамены.
Нет, дорогие родители, обучение ради экзаменов — это не развитие! До чего ваш ребенок может таким образом «развиться», таща на себе школьную программу — это вообще не вопрос, над которым надо думать. Кто-то впитает эти интеллектуальные знания автоматически на отлично, кто-то на троечку, кто-то вообще отвергнет и ничего не возьмет за одиннадцать лет пребывания в школе. И бог с ним! Зачем вам это надо?
Главное — это та задача, с которой человек столкнется в жизни. Задача, для выполнения которой он пришел на землю. И ждет от вас, родителей и взрослых, что вы отдадите его в ту школу, которая сделает его сильным и зрелым для выполнения своей задачи. Только в живой школе — а не на индивидуальном дистанционном обучении — он может взять от других учителей и учеников то, что направит его в свой собственный жизненный поток.
Сделайте это для своих детей! Приводите его в нашу школу или создавайте сами свои мини-школы, чтобы через воспитание в живой среде ваши дети приходили к своей жизненной задаче в этом мире.
Семейный центр
Или центр семейного воспитания. Чтобы десять, двадцать, тридцать семей взялись за совместное воспитание своих детей, начиная от детсадовского возраста и заканчивая одиннадцатым классом, а точнее говоря, никогда не заканчивая. Пусть ваша школа будет школой жизни без временных границ! И пусть ее выпускники постоянно в нее возвращаются!
Что в первую очередь вы встретите в семейном центре?
Дети всех возрастов. И не надо бояться того, что их не разделяют по классам, не отделяют «отстающих» от «успевающих», не разбивают на группы по интересам. Всё это делают в обычной школе, что и приводит к ее умиранию. Поэтому мы объединяемся в семейный центр, чтобы не было в нашей школе обособления, одиночества, групповщины, когда двое или трое, забившись в свой уголок, изолируются от всех.
Что такое живая школа?
Кто не хочет, чтобы его ребенок вырос сильным, добрым и здравомыслящим? Все хотят. Так, надо осознавать, что для этого нужна соответствующая школа — живая школа или школа становления человеком, которая сама живет, растет и взрослеет вместе с взрослением наших детей.
Что нужно для живой школы:
- Своя площадка, на которой будет происходить школьный процесс: классы, мастерские, место для прогулок и игр, выезды за город, экскурсии, походы, встречи, контакты с другими школами.
- Школьные процессы: уроки, задания, учебные мероприятия, трудовое воспитание — другими словами: общая школьная жизнь, включающая питание, уборку территории, уход за школьным имуществом, огородом, садом и т.д.
- Постоянные проекты, которыми живет центр, ставящие все время новые цели и идущие один за другим: подготовка к праздникам, театр, строительство, ремонт, посевная, уборка урожая и т.д. Во всем этом участвуют и дети и взрослые.
- Сознательные, смелые, жизнерадостные взрослые, которые любят детей, нашли свою задачу в жизни и поняли, для чего они живут на земле.
- Мастера своего дела: речевики, музыканты, эвритмисты, художники, рукодельницы, столяры, фермеры, кузнецы, электрики, программисты, математики, физики, химики, историки — все, готовые обучать детей своему мастерству и предмету по вальдорфской системе.
Что точно не нужно для живой школы:
- Занудные учителя университетского типа, привыкшие передавать свои «высокие знания» по старой схеме: от учителя к ученику, а не так, что ученик это сам открывает.
- Наемные сотрудники, которые пришли в школу, чтобы зарабатывать деньги. Потому что у нас все работают исходя из собственной инициативы, а не потому что ему платят. Мы этому учимся все, и дети, и взрослые: делать все своими руками, сами себя обслуживать.
- Тьютеры и няньки, которые помогают детям справляться с заданиями, но
- Надуманные дисциплинарные системы, ограничивающие способности и инициативу детей. Мы за самодисциплину, мы одна команда, мы сами позаботимся друг о друге и своей безрпасности.
- Капризные избалованные дети, родители которых решили отдать их в нашу школу, чтобы мы сделали из них людей, но сами к этому не хотят прикладывать усилий.
Что значит школа для взрослых?
Школа «Радонеж» названа так в честь великого русского святого и подвижника Сергия Радонежского. Вся его жизнь — это школа для взрослых людей, оказавшихся в то время в трудной ситуации, в порабощенной стране, во враждебной и ограничивающей их жизнь системе. Найти заново свой путь к творчеству, противостоять силам зла, участвовать в культурном и экономическом возрождении страны — вот задача человека в такой школе.
Как это происходит?
Для живой школы характерно то, что здесь особое место отводится терапии и арт-терапии. Педагог и арт-терапевт Екатерина Шихалиева проводит по субботам занятия арт-терапии в живописи для взрослых. Что это дает человеку — это отдельный вопрос и даже не главное, когда мы говорим о школе для взрослых.
Главное — это рассмотрение детей. Что это такое?
При рассмотрении детей, которое коллегия школы проводит в конце декабря, создается ясная картина, что нужно каждому ребенку для его физического и духовного здоровья на данном этапе. Чему родители и учителя должны уделить особое внимание? Что нужно поменять в воспитательном процессе в отношении данного ребенка — дать ему больше тепла, или образов, или ритмических упражнений? Нуждается ли этот ребенок в сеансах арт-терапии? И эти рассмотрения являются более ценными, чем даже указания врачей, считающих себя специалистами.
В чем состоит обучение?
Ваши дети ходят в школу. И учителя-педагоги, наблюдавшие ребенка в течении года, делятся с вами своими наблюдениями. И это есть главное, чему взрослые родители могут учиться. Иметь мужество самим взяться за воспитание своих детей и подготовить их к тому, чтобы они встретились со своей жизненной задачей — вот цель. А также понять самому, для чего я живу на земле и почему мои дети выбрали меня как своего учителя и родителя.
Последнее обновление страницы — 21 ноября 2021 года.
* * *
Спасибо за ваш ваш интерес и поддержку!
Мы приветствуем ваше участие в школьных мероприятиях, спонсорство и применение нашего опыта в ваших собственных инициативах.
Будем рады Вас видеть на очередном празднике или дне открытых дверей!
Присоединяйтесь в нашей группе в ВК: https://vk.com/radonezhspb