Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Франц Марк «Башня синих лошадей», холст, масло, 130 х 200 см, 1913

Немецкий живописец Франц Марк в своих работах отдавал предпочтение грациозным лошадям, которых, как правило, показывал именно в синем цвете. Картин, на которых изображены ярко-синие лошади, у художника было много, но «Башня синих лошадей» среди них выделяется больше всего. Представленная картина таинственная, интригующая, яркая и необычная одновременно. Она погружает в себя и заставляет каждого ценителя задуматься над задумкой.

Четыре величественные лошади, изображенные в произведении искусства друг за другом, пышут энергией, будто уже готовы ринуться по бескрайным полям навстречу ветру, а возможно, и в бой. Такая энергетика в картинах присутствует далеко не у каждого художника.
Написана картина в стиле немецкого экспрессионизма. Само слово экспрессионизм переводится как предчувствие катастрофы, что помогает отразить состояние автора и понять, почему мы видим столько активной энергии и предвкушения чего-то опасного.

Передний план холста заполняет первая, на вид самая сильная и крупная лошадь. Она проработана художником лучше всех остальных, приковывает взгляд четкими изгибами своего тела и головы, а также грациозностью и движением вперед. На первый взгляд, она слеплена из прочных кирпичей, из камня синего цвета, являясь фундаментом для других. Франц Марк использует крупные и ровные мазки для детализации главной лошади. Помимо оттенков синего и бледно-голубого, на животном можно заметить желтые блики от яркого солнца позади, что добавляет лошади объема и эффекта реализма. На груди у нее ярко выделяется очертание лунного месяца, поэтому можно предположить, что лошадь в синем исполнении и ее сородичи позади, являются символом ночи, темноты, страха. А вместе с сияющим солнечным задним фоном в виде полукруга, лошади показывают баланс между началом и концом, светом и тьмой, процветанием и трагедией. Ведь не случайно, солнце находится сзади, что говорит о прощании со светом и погружении в неизвестность.

Эту теорию может подтвердить и использование художником бордовых цветов слева и темно-терракотовых, коричневых оттенков под ногами лошадей снизу холста. Такие контрастные, насыщенные, тяжелые и воинственные цвета говорят о неспокойном состоянии страны, а следовательно, и автора, так как многие художники отражали в своих работах настроения общества и государства в целом.

Остальные три лошади, становясь дальше от переднего плана, становятся менее детализированными. Очертания голов менее понятны, грива задней правой лошади устремлена вниз, не так четко прорисована, в отличие от главной. Синие цвета, используемые для животных, совпадают между собой, образуя единый большой организм, массу активной энергии и силы. Все лошади, действительно, состраивают большую высокую башню, которую не сможет разрушить никто. Синий цвет на картине явно контрастирует с фоном, находится в борьбе с желтыми яркими оттенками.
На картине все животные отвернуты в левую для зрителя сторону, в сторону ярко желтых объектов и солнца. Каждая из них как-будто боится идти вперед, оглядывается в прошлое, но все же упорно стремится навстречу чему-то новому и неизведанному за главной ведущей синей лошадью, за их лидером.

Можно сказать, что художник написал эту картину и использовал стиль экспрессионизм не случайно. Вероятно, он хотел донести до общества идею о том, что мир меняется и, несмотря на страхи перед будущем, важно идти вперед, не останавливаясь, ведь даже самая долгая и темная ночь заканчивается новым рассветом, возможно, даже более ярким и теплым, чем предыдущий. Но прежде, чем дождаться солнца, следует запастись внутренней силой, довериться своим убеждениям, стать нерушимой башней и попрощаться с прежним укладом жизни.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *