Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Во всем наследии художника Сергея Опульса (1962—2021 ) трудно найти более загадочную картину. Не знаешь даже, как к ней подступиться: То ли он здесь изобразил реально растущее перед храмом Александра Невского в Ташкенте могучее дерево, то ли это символическая зарисовка какого-то исторического или духовного факта. И этот факт наводит на мысль, что картина имеет ценность не только художественную. Итак, что изображено на картине?

Поход князя Александра Невского на Восток

Художник Сергей Опульс, рожденный в Ташкенте и увлеченный историей, всегда стремился узнать, каким образом вдали от Новгорода и берегов Невы кто-то решил построить храм, освященный во имя святого Александра Невского (1902). Храмы не возводятся просто так. Каким же образом прославленный русский князь оказался в этих местах?

Картина написана художником по памяти и несет на себе следы некоего духовного переживания. Интересно, какого? Не отсюда ли начинается его собственное историко-художественное исследование, посвященное храмам и местам, связанным с именем Александра Невского, по которым им написано более десятка картин.

Редко где встретишь свидетельство, а тем более картину, посвященную походу Александра на Восток (1247—1249)! Судя по величию древа, этот поход нельзя понимать как узко политический, как вассальную повинность князя перед ордынским ханом. Иначе бы и храм не построили, и дерево в воображении художника так не выросло бы!

Не означает ли это, что Азия приветствовала явление Александра Невского? И не только Азия. Народы отдавали ему дань, как почитаемому духовному правителю наравне с ханом.

Дорога к Храму

Откуда взялось это странное дерево на картине? Площадь перед современным храмом действительно есть, а дерева не наблюдается. Оно было добавлено на картину из видения художника, который иначе не мог воспринимать этот объект архитектуры, не сказав ничего про путь человека к Храму. Имеется в виду его собственный духовный путь, а также путь или дорога к Храму, по которой шел сам Александр.

Храм видится художнику в отдалении, и чтобы его достигнуть, надо пройти по жизни через некий тоннель, чтобы выйти к свету, где стены тоннеля разверзаются и его своды превращаются в высокие деревья, расширяющиеся корнями в землю, а ветвями в небо. Вот откуда дерево.

Дорога к Храму — тот ветвистый тоннель, через который прошел Александр — это и битва на Неве, и Ледовое Побоище с рыцарями, и его мало неизвестный поход на Запад в Венгрию, и поход на Север в Норвегию — и в конце, как показано на картине, фигура Александра появляется из дупла дерева. Он есть тот, кто на пути к Храму соединяет Небо и Землю.

Храм Посвящения

Почему же это дерево занимает на картине несоразмерно большую часть?

Это не символ. Просто в те далекие века так действительно выглядел Древний Храм, внутри которого посвященные евразийского континента собирались на свой совет. Они встречались внутри дерева, как четыре короля: Востока, Запада, Севера и Юга.

Ради этого Александр, как предполагаемый Северный посвященный, предпринимает свой поход к Батыю, чтобы принять посвящение от Восточного короля. По-видимому, Восток представлял сам Чингисхан, а потом — его приемник Батый. На Западе, в переживающей мрачные времена Европе, это был Христиан Розенкрейц, проявившийся впервые в 1250 году, на Юге — неизвестно кто, а на Севере должен был стать таковым Александр Невский.

Батый, вторгшийся со своим воинством в 1237 на Русь, очевидно, знал по звездам или из каких-то других источников о родившемся здесь новом посвященном. Однако, русские князья оказывали военное сопротивление и казались монгольскому предводителю слишком слабыми духом, чтобы претендовать на роль посвященного во Вселенском Храме. Поэтому Батый их уничтожал. Александр Ярославович оказался исключением. Когда Батый взял Торжок и уже было направился на Новгород, то получил откровение, что восемнадцатилетний князь и есть тот самый. По преданию Батый усыновил Александра — это значит, он был принят в братство четырех королей.

Последний русский посвященный

Соединение четырех братьев в Храме означает, что на Земле должен был быть установлен новый Мир, благодаря которому достигалось могущественное объединение Неба и Земли в победе сил Света над силами Тьмы: бесчисленные междоусобные войны христиан против христиан и всех против всех. Из русских только один Александр понимал важность происходящего. Не для того монголы-татары обрушились на Европу, чтобы завоевать ее, а для того, чтобы очистить ее от скверны и чтобы возродить новый духовный союз.

То, что Александр вошел в Храм и мог какое-то время нести этот крест, когда мир рушился и, казалось, скоро наступит конец света, надо рассматривать как величайшее достижение России. Александр Невский был почитаем на огромном пространстве, всеми народами и всеми религиозными кругами. Единственные, кто его не принимал — это свои русские князья.

Однако, и в Орде что-то пошло не так. После смерти Батыя ордынские деятели поставили Александру в вину, что он не может добиться мира и порядка на Руси. Стоя между двумя огнями под тяжелым политическим давлением, Александр заболел и в 1262 г. умер при возвращении после миротворческого визита в Орду.

Таким образом, Россия снова осталась без Посвященного. И можно представить себе, что если бы не его уход с мировой арены, то нашу страну ждало бы совсем другое развитие. «Закатилось Солнце земли русской!» — как сказали о нем. И больше это Солнце никогда над ней не всходило.

Спасибо художнику Сергею Опульсу за невероятно интересный материал!

Об авторе статьи:

Меня зовут Михаил Андреев, я писатель и художественный критик. Благодарю Вас за то, что Вы внимательно прочли мою статью, и приглашаю в проект «Возвращение в жизнь». С уверенностью могу сказать, что это лучший проект для продвижения современных русских художников. Узнайте, как художники и другие творческие люди могут сотрудничать, достигая высочайших целей в финансах и в творчестве.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *