Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Альфред Сислей «Городок Вильнев-ла-Гаренн», холст, масло, 59 х 80,5 см, 1872

Особенность пейзажных полотен — в том, что за внешней простотой сюжета скрыта удивительная проницательность мировосприятия художника. Именно поэтому на картине Альфреда Сислея “Городок Вильнев-ла-Гаренн” мне хочется остановить свое пристальное внимание. Почему будто бы ничем не примечательное изображение провинциального города приковывает взгляд и рождает в душе теплое чувство умиротворения, как при встрече с чем-то очень родным и близким? В чем проявилось мастерство автора картины, способно раскрыть только ее внимательное рассмотрение.

При первом взгляде на полотно нельзя сразу не отметить его гармоничную, объединенную теплотой колорита, цветовую палитру: сочетания разнообразных оттенков зеленого, голубого и желто-коричневого цветов. Теплая цветовая гамма способствует передаче расслабленного, созерцательного состояния духа.

Центр композиции картины — городская улица, находящаяся на отлогом берегу реки. Ракурс выбран художником так, что мы видим городок с точки зрения наблюдателя, стоящего немного в низине, на земле с противоположной стороны берега. Передний план затенен, ведь человек находится под сенью двух деревьев, зеленые кроны которых соприкасаются друг с другом. Тщательно и любовно выписаны мелкие листочки, их кружевной узор.

Тенистый песчаный берег, поросший зеленью, испещрен островками солнечного света — это щедрые, отрывистые, сочные мазки светло-лимонной краски. Отблески солнца также виднеются на стволах деревьев и порослях травы. Эта игра света превращает передний план картины в пёстрый калейдоскоп красок: кирпичные оттенки, охряно-жёлтые, серозелёные, тёмно-коричневые.

Наш взор, плавно скользящий по полосе речной воды, останавливает лодка. На лазорево-оливковой водной глади она выделяется отбрасываемой тенью, потому что стоит против солнечного света. Уместно предположить: эта лодка принадлежит человеку, перед чьими глазами открылся изображенный пейзаж — на ней он переправился на другой берег реки и теперь наслаждается открывшимся на городок видом.

Насыщенный, сочный салатовый цвет травы, устилающей речной берег, контрастно подчеркивает белизну возвышающихся над водой зданий. Их крыши выкрашены в коричневую с кирпичным оттенком краской, которая перекликается с цветом берега на переднем плане.

Дома с правой стороны городской улицы почти утонули в зелени разросшихся древесных крон. Деревья зеленым пятном заслоняют собой даль. Расплывчатыми силуэтами виднеются на фоне зданий горожане, среди которых можно почти отчётливо различить даму в голубом, скрывающуюся от солнца под белоснежным зонтом.

Безмятежное настроение, лёгкую и спокойную атмосферу создает прозрачно-голубое небо с мягкими разводами облаков, отражающееся в воде.

Изображение статично — все словно замерло в городке Вильнев-ла-Гаренн этим погожим, светлым днём. Судя по тому, что на поверхности реки нет ни малейшей ряби, даже слабого ветерка в этот день не дует. Только люди размеренно движутся, окутанные дымкой, спешат по своим делам.

Пейзаж — красноречивое напоминание о том, насколько живописен мир, и насколько важно вовремя остановиться, чтобы насладиться открывшимся видом. Не иначе, как с большой любовью Альфред Сислей запечатлел дивный ландшафт — затерянный где-то в глубине Франции уголок, в котором и находится провинциальный город, купающийся в солнечном свете. Картина не просто радует глаз — она рождает ощущение. Искусно подобранные краски связывают зрительное восприятие с чувственным: мы не просто видим погожий денёк, а будто ощущаем тёплый воздух, жаркое солнце, которое припекает голову. В руках мастера кисть становится волшебной палочкой: на мгновение можно и вправду ощутить себя на этом речном берегу, представить себя «внутри» картины. Так произведение искусства вершит чудо — его созерцание дарит эстетическое и духовное удовлетворение.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *