Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии», холст, масло, 175 х 280 см, 1883

Илья Репин является одним из самых известных русских художников-реалистов XIX века. Его картины посвящены социальным вопросам и часто изображают жизнь рабочего класса в царской России. Самая известная его картина – «Крестный ход в Курской губернии», написанная в период с 1880 по 1883 год.

Картина представляет собой поразительную сцену большой процессии людей. Фигуры изображены в виде извилистой и, как кажется, бесконечной веренице, с множеством реликвий, поднятых вверх. Цвета картины варьируются от неярких, теплых оранжевых и желтых до тусклых, холодных голубых и зеленых. Небо будто является зеркальным отражением пыльной дороги. На заднем фоне можно увидеть что-то вроде холмов со скудной растительностью.

Главное внимание уделяется не религиозным реликвиям – хотя они яркие и выглядят по-праздничному, но взгляд по ним просто скользит. Люди – вот главные герои. Большинство изображенных людей крестьяне – это видно по их лаптям, косынкам, простой и грубой одежде. Картина передает ощущение единства и сплоченности этой группы, идущей навстречу общей судьбе. Искусное использование Репиным света и цвета создает напряженную эмоциональную атмосферу, в которой нет ощущение торжественности и благоговения. Фигуры не жесткие и позированные, а невероятно живые. Все они в чем-то походи друг на друга, но при этом каждая фигура уникальна. Репин проделал восхитительную работу по передаче как физических деталей шествия, так и чувств людей, изображенных на картине. В них нет благоговения или хотя бы радости. Мужчины, женщины и дети скорее походят на смертельно уставших каторжников, смирившихся со своей участью.

Некоторые фигуры особо выделяются. Так, например, вглядываясь в подгоняемого мужчиной мальчика, можно заметить, какое у него не по-детски напряженное лицо. Словно все его стремления заключены в том, чтобы двигаться вперед, хотя сам он, согнувшись, опирается на костыль. Две женщины рядом с ним кажутся старухами, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что на их обветренных и загорелых до черноты лицах нет глубоких морщин – жизнь состарила души и тела этих людей раньше времени.

Молодой блондин, один из несущих реликвию, кажется привлекательным и физически выносливым – он держит спину и голову прямо, несмотря на ношу на его плечах. Эта фигура контрастирует с усталыми мужчинами, идущими впереди. Но ясно, что и этот парень вскоре потеряет свою молодость и энергию, станет таким же измученным каторжником, как и остальные.

От крестьян резко отличается другая группа людей – официальные лица, состоятельные граждане и священнослужители. Все они будто отделены от крестьян, некоторые даже возвышаются над толпой, сидя на конях. Тут можно разглядеть как благочестивые лица, так и откровенно скучающие или разгневанные. Некоторые даже грозят толпе чем-то вроде палок. Мундиры, добротные пальто, золотые одежды – все это тоже отделяет этих людей от крестьян.

Картина является мощным отображением традиционной русской культуры и свидетельствует о художественном мастерстве Репина. Она обманчиво проста – сначала кажется, что это просто бытовая зарисовка, каких тысячи. Но стоит только начать внимательно ее рассматривать, и взгляду начинает многое отрываться. Ритуал вместо веры, разрыв между классами общества, отчаянное положение крестьян – вот смысл картины.

Мое личное впечатление от «Крестного хода в Курской губернии» заключается в том, что это сильная и эмоционально волнующая картина. Ей удалось пугающе реалистично передать чувства изображенных людей. Все это важно для понимания периода, в который была создана картина, и царящих тогда порядков.

04.01.2023.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *