Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Эдвард Мунк «Крик», картон, темпера, пастель, 91 х 73,5 см, 1893

Психически нездоровый человек создает четыре версии картины, выполненных в разной технике, но с одинаковым сюжетом. Одна из них – в частной коллекции, остальные – в музеях Норвегии. «Крик» Эдварда Мунка (1863—1944 гг.) стал визитной карточкой художника. Чем картина привлекает внимание зрителей вот уже более ста лет?


Перед нами не очень большое полотно размером 91 на 73,5 см. Для создания этой версии картины художник использовал темперу и пастель. Огненное пылающее небо изображено волнообразными линиями оранжевых и красных оттенков. Оно смешивается и одновременно контрастирует с холодом сине-черных вихрящихся вод залива. Беспредметность фона нарушают два корабля, мачты (или трубы?) которых можно разглядеть вдали. Линии горизонта нет как таковой. В какой-то степени её заменяет чёткость перил моста, изображенного на переднем плане и уходящего влево и вдаль.


По мосту идут люди. Двое – вдали, их фигуры плохо прорисованы, но они такие же прямые и равнодушные, как мост, практически сливающиеся с ним. Близко к нам – человек (мумия? скелет? эмбрион? всё-таки человек?) с обезумевшими глазами, искаженными ужасом чертами лица, обхватив руками голову, кричит, широко открыв рот. Его образ размыт, словно художник стремился изобразить не столько самого человека, сколько звук, от него исходящий. Закругленные линии головы, овал рта словно повторяют изгибы линий пейзажа.
Человек одинок в своём отчаянии, его крик не трогает тех, кто рядом. А, может быть, он не кричит, а защищается от шума, обрушившегося на него?


В картине всё на контрасте: жар неба и холод воды; изогнутые линии фонового пейзажа, и геометрическая чёткость моста; эмоциональный взрыв человека в центре и панцирное равнодушие стоящих в отдалении фигур.
Первоначально картина называлась «Крик природы», затем – «Отчаяние». В дневниковых записках Мунка есть упоминание о рождении сюжета картины. Во время прогулки с двумя приятелями художник был так поражён кроваво-красным закатом, что не смог идти дальше. «Кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом. <…> я <…> ощутил ужасающий бесконечный крик природы».


Некоторые биографы Мунка напоминают, что недалеко от холма Экеберг (вид с него угадывается в пейзаже «Крика») находились скотобойня и психиатрическая клиника. Крикам обреченных животных вторили вопли и стоны душевнобольных. В сочетании с апокалипсической расцветкой небес это было суровое испытание для художника.


Что бы ни было причиной крика, отчаяние кричащего на картине человека заразительно. Оно расходится от воронки его рта звуковыми волнами, искажая мир. Но друзья не слышат или не хотят слышать – они ушли вперёд, и отчаяние усугубляется пронзительным одиночеством.


Написанная в стиле экспрессионизма (от латинского «выражение», проявление чувств), картина стала ярчайшим его воплощением. Но художник не смог «докричаться» до тех, кто рядом. А может быть и не пытался, отвернувшись и от страшного пейзажа, и от равнодушия спутников? Его крик адресован нам – потомкам, к нам автор продолжает взывать через десятилетия, уже и столетие. Его искаженный рот – не только источник пронзительного вопля, в эту воронку сумасшедшей боли и страха засасывает весь мир, всё будущее мира.


Именно эту картину Мунк написал первой – в 1893 году. Затем, в период до 1910 года он создал ещё три картины и несколько литографий. Рубеж веков. Сложного, но прямолинейного девятнадцатого, и двадцатого — полного хаоса и катастроф. Что такое «Крик» Эдварда Мунка? Картина – предостережение? Картина – пророчество агонии человечества? Или просто выплеск эмоций человека со сложностями восприятия окружающего мира?

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *