Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Марк Шагал «Над городом», холст, масло, 141 х 197 см, 1918

Эта работа Марка Шагала интересна именно душевным наполнением. Автор в моменте передал свои эмоции, которые переживал в то время. Марк изобразил себя страстно обнимающим свою жену Беллу. Как и на многих работах художника влюбленные парят в воздухе. Таким образом он подчеркивает высоту и чувственность отношений. Их взаимоотношениям в то время завидовали многие. Фоном для картины послужил его родной город Витебск. Шагал был очень привязан к родине и неоднократно упоминал об этом в более поздних своих работах.


Белла являлась музой и единственной любовью художника долгие годы его жизни. Это читается и в этой работе. Пара изображена на первом плане и довольно крупно. Самые насыщенные цвета и мелкие детали картины достались им. Автор как бы специально выделяет именно этих двоих из серой ежедневной рутины. Особенно это проявляется в прорисовке мелких кружевных вставок одежды Беллы.
На первый взгляд силуэты кажутся несуразными. Но при тщательном разборе видно, что это не так. Жену он нарисовал плавными, женскими линиями, а вот себя угловатыми, мужскими. Этим он подчеркнул ее слабость и нежность по отношению к себе. Держа ее крепкими руками он будто ведет ее за собой. Она в свою очередь доверяя и подчиняясь ему, абсолютно расслаблена и позволяет себе жестикулировать руками подобно крыльям.
Небо, на фоне которого изображена пара имеет темный цвет. Есть места светлее, есть места темнее, но все же небо серое. Этим автор хотел показать каждодневную рутину этого мира. Ни одного солнечного лучика, а только серое небо. На этом фоне влюбленные особенно бросаются в глаза. Выделяясь из серости бытия они получают удовольствие от контакта друг с другом.
Шагал очень любил свой родной Витебск, но на картине он изобразил его почти не применяя ярких красок. Скорее всего, чтобы выделить влюбленных из общей серой картины. Но есть и другое мнение. Марк во многом был недоволен положением дел на родине. Побывав в разных местах, он мог сравнивать и хотел улучшить свой город. Ему всегда хотелось видеть Витебск краше и современней, но в этом у него было мало сторонников. Многие знакомые занимались все больше личной реализацией. Может это и послужило порывом автора написать город именно в таких красках. Из общей массы выделяются только: белая церквушка, непонятный красный дом в центре и желтый дом в правом нижнем углу.
На первом плане художник изобразил большое количество больших заборов, как символ разрозненности и уединения каждого домовладельца. Нежелание каждого из них видеть и участвовать в жизни которая за забором.
Самым интригующим элементом изображения города конечно является человек в нижнем левом углу. Он без стеснения расположившись у высокого забора, сняв штаны, справляет нужду. Этим персонажем Марк Шагал хотел подчеркнуть необузданность и простоту местного населения. Автор всегда стремился к улучшению и развитию себя как личности и его пугало отсутствие такого желания у других. У него получился очень интересный и неоднозначный штрих в общей картине рутинного и серого города.

Критики считают эту картину самой романтичной работой Шагала. Наверно так и есть, ведь автор в первую очередь показать свои взаимоотношения с любимой женщиной. Как несмотря на обыденность и серость этого мира они в состоянии парить над ним, любуясь друг другом. Любовь к женщине и боль за родные места- вот основной посыл автора в этой работе. Он был верен этим принципам всю жизнь.
Своим примером Шагал нас просит задуматься о главном: о любви и верности, о переживании о близких и о счастье которое в итоге испытывает каждый.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *