Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Константин Юон «Новая планета», картон, темпера, 71 х 101 см, 1921

Возможно, не все задумываются о том, что любую картину можно прочитать, как книгу, и чем непонятней она на первый взгляд, тем интересней ее содержание. Именно такой является картина Константина Юона «Новая планета». Это отнюдь не простой объект, и сперва трудно догадаться о том, что же хотел донести автор. Меня заинтересовала эта картина именно своей загадочностью, своей яркостью, которая сразу отпечатывается в памяти.

Новая планета: темное, пустое пространство, которое не имеет воздушной оболочки. Вместо привычных нам звезд, огромные огненные тела неизвестной галактики, которые по ощущениям вот-вот врежутся в поверхность планеты. Космос выглядит нестандартно, не привычно для нашего сознания, ведь здесь имеется не одно, а уже два светила, которые дополняют величественность друг друга: первое из них – привычное нам солнце, но вот второе крайне интересно: сначала кажется, что это Марс, но потом можно заметить, что он излучает свет – вот мы и замечаем первую загадку этой картины. Нет ни одного спокойного оттенка – только синие, красные и желтые тона, навеивающие чувство тревоги и страха неизвестности. В этом мире одна пустота, и, если бы не населяющие его люди, которых мы видим на первом плане, он был бы совсем лишен жизни. Как раз этих людей можно назвать главными героями картины, потому что они несут в себе ее основной смысл, не будь их, было бы куда сложнее предположить о том, что же хотел показать художник. Но и они не дарят чувство живого – эта картина полна напряженного ощущения страданий, ведь существа, падая и пытаясь куда-то убежать, тянут руки к небу, как будто молят о спасении. Наверняка многие увидят здесь безысходность, безвыходность – бежать как будто некуда. В тоже время мы не видим лиц, каждый объект очень похож на остальных, из чего можно предположить, что этот мир только зародился, находится на первой стадии эволюции. О том же говорят и лучи, исходящие из недр неизвестной планеты, которые будто прорезают безжизненное пространство галактики– кажется, что они принесут за собой что-то светлое, одухотворят эту планету.

Художник, используя темные синие оттенки, дает поверхности возможность казаться твердой, нерушимой и каменной. Он особым образом распределяет цвета по картине: яркие, агрессивные красные и желтые оттенки резко переходят в темно синий. Максимальное напряжение создают сгустки цветов на светилах.

Автор не зря называет картину «Новая планета» — есть вероятность, что в ней имеется отсылка к идее апокалипсиса и возрождения мира. Возможно, именно таким автор видит обновленную землю, очищенную от всего мирского, готовую к новому неизведанному пути. Если это на самом деле так, то все начинает складываться воедино: перед нами обновленная, избавленная от греха земля, которая только создана, и ей предстоит еще долго развиваться. Но это не единственный вариант – также здесь можно увидеть и ад, после апокалипсиса. Ведь нам известно, что после страшного суда люди попадут в ад навсегда — тогда существа на картине могут и быть теми изгнанными, которые просят о помощи, но их уже не услышат, ад станет для них новой планетой.

Эта картина важна для современников тем, что заставляет невольно задуматься о том, каким же на самом деле будет будущее. Возможно кто-то увидит его таким, как увидел Константин Юон, а возможно, кто-то представит иную его форму. Суть одна – картина дает некую мотивацию для такой жизни, которая предоставит всему миру светлое будущее. Может быть, глядя на эту картину многие ответят на свои религиозные вопросы или решат исправиться, чтобы избежать подобного «начала».

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *