Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана», холст, масло, 94,8 х 74,8 см, 1818

«На севере диком стоит одиноко. На голой вершине сосна…» Именно эти строчки, принадлежащие перу Михаила Юрьевича Лермонтова, мгновенно вспомнились мне при первом взгляде на данную картину. И в этом нет ничего удивительного, так как картина «Странник над морем тумана» и вышеупомянутое стихотворение являются произведениями романтизма – направления в искусстве и литературе, которому свойственно изображение одухотворенной природы, противопоставление друг другу иллюзорного и реального миров, чувственность, мечтательность и т. д. Как раз романтично-философское, несколько бунтарское настроение полотна, а также желание понять мысли и переживания героя и привлекли мой взгляд к этому произведению искусства.

На первом плане картины художник изобразил темную крутую скалу, которая как будто возносит зрителя над миром и суетливой человеческой жизнью, отделенной от нашего взора густым туманом и оставшейся где-то там, далеко внизу, вместе с многочисленными земными проблемами и переживаниям. И теперь здесь, на вершине, вдали от суеты, все наши проблемы кажутся обыкновенной и ничем не примечательной мелочью, мгновенно вытесняемой в человеческом разуме мыслями о чем-то высоком, прекрасном, раздумьями о роли, предназначении и смысле существования как всего человечества, так и каждого отдельного человека. В какой-то момент даже создается ощущение, что скала движется вперед, рассекая находящийся впереди густой туман словно корабль, стремительно идущий по морским волнам.

Композиционным центром полотна является фигура странника – стройного высокого молодого человека лет 30, стоящего на узком скалистом уступе. Его светло-коричневые волосы развеваются по ветру, что вкупе с клубящимся вокруг белым густым туманом придает композиции пейзажа динамичности – характерную для романтизма черту.

Странник стоит на самом краю скалы, повернувшись к зрителю спиной и опершись правой рукой на трость. Левая нога мужчины согнута в колене и выставлена вперед. Его безупречная осанка и темно-зеленый сюртук говорят о том, что перед нами, вероятнее всего, молодой прусский аристократ, путешествующий по Европе. Взгляд мужчины устремлен вниз на многочисленные клочки белоснежного тумана и глубокие горные расщелины. Также он любуется другими скалами, острые пики которых местами возвышаются над завесой тумана, подобно небольшим островкам, образовавшимся в результате вулканического извержения.

Каменистая скала, на которую взобрался странник, является олицетворением земного человеческого мира. Большинство людей довольствуется малым, не ставя для себя великих целей, предпочитая оставаться у подножия скалы, в отличие от героя картины, который смог достичь вершины и уже ищет для себя новую цель.

Вдалеке, на заднем плане картины, виднеются горные гряды, также покрытые туманом. Линия горизонта отсутствует, граница между землей и небом размыта белой гладью тумана. Временами кажется, что самая высокая гора, находящаяся в левой части полотна, своей вершиной подпирает небесный свод словно могучий титан Атлас из древнегреческой мифологии. Небо покрыто линиями белых облаков.

Данное полотно демонстрирует единство человека и природы – одну из главных черт романтизма. Необузданная природная стихия и герой-бунтарь идеально дополняют друг друга. Выставленная вперед нога характеризует героя картины как человека волевого и несгибаемого. Покорив вершину, он добился своей цели. Теперь мужчина наслаждается одиночеством, строит новые планы, любуется и размышляет над устройством окружающего нас удивительного мира. Бунтарский образ героя, задумчиво созерцающего столь величественный и завораживающий пейзаж, предлагает зрителю взглянуть на окружающий мир, происходящие вокруг события и людей по-новому, под другим углом, подвергнув сомнению и переосмыслив многие вещи.

Для современников автора эта картина, впоследствии ставшая синонимом романтизма, была воплощением эпохи благородных героев, ярких и бурных эмоций, бунтарства, возвышенных чувств и их триумфа над разумом. Последователи романтизма противопоставляли свое творчество эпохе Просвещения, которая пропагандировала культ разума, логику и порядок. Картина, как и сам романтизм, отождествлялась с новой яркой страницей в истории человечества – промышленной революцией.

Это произведение искусства, являющееся визитной карточкой Каспара Фридриха, учит зрителя мечтать, задумываться о глубоких и в то же время простых вещах, бросать вызов миру, не боятся идти против течения наперекор общественному мнению, если человек уверен в своей правоте. Пример героя картины зритель мотивирует никогда не останавливаться на достигнутом, покоряя все новые и новые высоты.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *