Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана», холст, масло, 94,8 х 74,8 см, 1818

«На севере диком стоит одиноко. На голой вершине сосна…» Именно эти строчки, принадлежащие перу Михаила Юрьевича Лермонтова, мгновенно вспомнились мне при первом взгляде на данную картину. И в этом нет ничего удивительного, так как картина «Странник над морем тумана» и вышеупомянутое стихотворение являются произведениями романтизма – направления в искусстве и литературе, которому свойственно изображение одухотворенной природы, противопоставление друг другу иллюзорного и реального миров, чувственность, мечтательность и т. д. Как раз романтично-философское, несколько бунтарское настроение полотна, а также желание понять мысли и переживания героя и привлекли мой взгляд к этому произведению искусства.

На первом плане картины художник изобразил темную крутую скалу, которая как будто возносит зрителя над миром и суетливой человеческой жизнью, отделенной от нашего взора густым туманом и оставшейся где-то там, далеко внизу, вместе с многочисленными земными проблемами и переживаниям. И теперь здесь, на вершине, вдали от суеты, все наши проблемы кажутся обыкновенной и ничем не примечательной мелочью, мгновенно вытесняемой в человеческом разуме мыслями о чем-то высоком, прекрасном, раздумьями о роли, предназначении и смысле существования как всего человечества, так и каждого отдельного человека. В какой-то момент даже создается ощущение, что скала движется вперед, рассекая находящийся впереди густой туман словно корабль, стремительно идущий по морским волнам.

Композиционным центром полотна является фигура странника – стройного высокого молодого человека лет 30, стоящего на узком скалистом уступе. Его светло-коричневые волосы развеваются по ветру, что вкупе с клубящимся вокруг белым густым туманом придает композиции пейзажа динамичности – характерную для романтизма черту.

Странник стоит на самом краю скалы, повернувшись к зрителю спиной и опершись правой рукой на трость. Левая нога мужчины согнута в колене и выставлена вперед. Его безупречная осанка и темно-зеленый сюртук говорят о том, что перед нами, вероятнее всего, молодой прусский аристократ, путешествующий по Европе. Взгляд мужчины устремлен вниз на многочисленные клочки белоснежного тумана и глубокие горные расщелины. Также он любуется другими скалами, острые пики которых местами возвышаются над завесой тумана, подобно небольшим островкам, образовавшимся в результате вулканического извержения.

Каменистая скала, на которую взобрался странник, является олицетворением земного человеческого мира. Большинство людей довольствуется малым, не ставя для себя великих целей, предпочитая оставаться у подножия скалы, в отличие от героя картины, который смог достичь вершины и уже ищет для себя новую цель.

Вдалеке, на заднем плане картины, виднеются горные гряды, также покрытые туманом. Линия горизонта отсутствует, граница между землей и небом размыта белой гладью тумана. Временами кажется, что самая высокая гора, находящаяся в левой части полотна, своей вершиной подпирает небесный свод словно могучий титан Атлас из древнегреческой мифологии. Небо покрыто линиями белых облаков.

Данное полотно демонстрирует единство человека и природы – одну из главных черт романтизма. Необузданная природная стихия и герой-бунтарь идеально дополняют друг друга. Выставленная вперед нога характеризует героя картины как человека волевого и несгибаемого. Покорив вершину, он добился своей цели. Теперь мужчина наслаждается одиночеством, строит новые планы, любуется и размышляет над устройством окружающего нас удивительного мира. Бунтарский образ героя, задумчиво созерцающего столь величественный и завораживающий пейзаж, предлагает зрителю взглянуть на окружающий мир, происходящие вокруг события и людей по-новому, под другим углом, подвергнув сомнению и переосмыслив многие вещи.

Для современников автора эта картина, впоследствии ставшая синонимом романтизма, была воплощением эпохи благородных героев, ярких и бурных эмоций, бунтарства, возвышенных чувств и их триумфа над разумом. Последователи романтизма противопоставляли свое творчество эпохе Просвещения, которая пропагандировала культ разума, логику и порядок. Картина, как и сам романтизм, отождествлялась с новой яркой страницей в истории человечества – промышленной революцией.

Это произведение искусства, являющееся визитной карточкой Каспара Фридриха, учит зрителя мечтать, задумываться о глубоких и в то же время простых вещах, бросать вызов миру, не боятся идти против течения наперекор общественному мнению, если человек уверен в своей правоте. Пример героя картины зритель мотивирует никогда не останавливаться на достигнутом, покоряя все новые и новые высоты.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу