Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», холст, масло, 48 х 63 см, 1872

«Впечатление. Восходящее солнце» — картина Клода Моне, написанная в 1872 году. С помощью этого полотна, созданного в минуты рассвета, автор открыл для мира новое направление – импрессионизм.

Художник изобразил аванпорт Гавра в ранние утренние часы. Изображение рассветного пейзажа выполнено с использованием широких, размашистых штрихов. Все образы представлены в виде пятен, вместе складывающих органичную композицию. Внизу художник изобразил море, используя преимущественно серые тона. Более светлыми оттенками показано отражение неба в морской глади, а тёмные короткие штрихи передают движение воды, потревоженной человеческими судами и рыбами, подобравшимися близко к берегу. Лишь яркие красно-оранжевые пятна солнечного отражения в воде выделяются тёплым пятном на общем фоне, концентрируя на себе внимание. Вся природа будто бы еще не очнулась от ночного сна, а потому вокруг сгущаются рассветные сумерки. Тёмными пятнами показаны лодки со смутными очертаниями людей на них. И чем дальше расположены суда, тем более бледные цвета использовал автор, словно горизонт заволокло туманом. Выше на полотне – постройки, обозначенные лишь быстрыми, но четкими мазками. Виднеются будто издали верхушки деревянных мачт и парусов. Строения из-за слияния красок распознаются не сразу, словно их объял утренний туман. Небо, как и вся композиция, выполнено серыми цветами с небольшими белыми разводами облаков, отражением осветляющих водную гладь. Единственный яркий объект – круглое, чётко очерченное восходящее солнце, окрашивающие облака едва заметным «румянцем», но и оно смотрится мрачно, словно прикрытое дымкой уходящей ночи.

Удивительная картина вызывает множество эмоций. При более тщательном рассмотрении становится заметна некоторая неряшливость техники: быстрые, мелкие мазки, расплывчатые, едва обозначенные фигуры. Новшеством данного полотна для того времени было то, что художник не изображал реальность, какая она есть, не стремился достоверно передать информацию, а передавал картине собственные чувства и особые впечатления от увиденного пейзажа. Ощущается прочнейшая взаимосвязь между морской гладью и восходящим солнцем. Трудно провести четкую границу неба и воды, штрихи сливаются воедино. Отражение повторяет очертания неба настолько убедительно, что при повороте полотна небо и вода, меняясь местами, легко заменяют друг друга.

Автор пейзажа много сил и времени вложил в составление цветовой гаммы картины, хотя многие об этом даже не догадываются. Изображение выполнено с использованием минимального количества оттенков: синеватые тона промозглого утра и солнце, прикрытое дымкой холодного воздуха. Яркий оранжевый диск светила мог бы стать акцентом всей композиции, но и оно, подчиняясь общей атмосфере картины, прикрывается серым туманом и облаками.

У зрителя при взгляде на картину может появится неоднозначное впечатление. На полотне Клода Моне нельзя увидеть привычного для большинства людей внимания к деталям изображения. Вместо этого автор изобразил прекрасное мгновенье и передал краске собственные чувства. Мысль, которую хотел вложить художник в свое творение, состоит в том, что каждая минута жизни уникальна, а поэтому стоит чаще обращать внимание на все, что есть вокруг, откинув физическую оболочку бытия. Есть лишь чувства, неповторимые эмоции – только они имеют значение. Так зачем же углубляться в мелочи?

Ведь искусство в конце концов – это в первую очередь именно чувства, отображенные в обыкновенных на первый взгляд вещах.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *