Рене Магритт-один из самых известных художников-сюрреалистов. Уступает он разве что Пикассо и Дали. Это скорее связано не с мастерством и талантом, а с трудностью понимания работ.Полотна Магритта наполнены сложным для понимания смыслом. В 1933 году художник начинает работу над картиной «Условия человеческого существования». Трудясь над ней, он создал множество вариантов работы, так как не был до конца уверен, как наилучшим образом показать задумку. Одна из самых известных версий была создана в 1935 году.
Композиция картины кажется на первый взгляд простой. Перед зрителем предстает окно, в котором он видит лаконичный пейзаж. Деревья, кусты, трава, дорога. Не видно ни ее начала, ни конца. Совсем непривычная для сюрреалиста постановка “кадра”. Окно в белой деревянной раме, по бокам две вертикали-коричневые шторы, они словно кулисы сужают пространство картины. Подоконник из темного мрамора. Все строго и правильно. Центральный композиционный элемент работы-мольберт и картина. Зритель видит лишь ножки треноги и боковую грань подрамника, сама же холст растворяется в окружающем его пейзаже. Он будто бы выходит за рамки окна, продолжая его, ломая привычные границы. В этом вся сюрреалистичность Магритта. Спрятать самое важное от зрителя за другим предметом-излюбленный прием художника. В «Условиях человеческого существования» то, что казалось бы не может выйти за рамки, пейзаж в окне, выходит из него. Вся магия картины в том, что с первого взгляда сложно понять, как этот эффект достигнут. Глаз просто видит картинку и не понимает, что в ней не так.
В каждой версии работы Магритт пытался достичь идеала в передаче всего его мировоззрения. Рассказать о том, как Вы видите мир другому человеку, итак достаточно сложно. Сделать же это так, чтобы он смог понять, еще труднее. А сделать это при помощи кисти и красок могут только истинные мастера. Серия картин “Условия человеческого существования” отражают идею автора о том, что мир, как мы его знаем, это далеко не то, что есть в реальности. Люди как бы достраивают для себя картинку, как неизвестный художник на работе. Да, эта картинка кажется нам идеальным продолжением того, что видит наш глаз. Но это не правда. Может быть, если бы не было мольберта, за ним в раме зритель увидел бы другой дом или пустырь, но не дерево. Хотя может нарисованное на холсте и правда, но тут срабатывает эффект Шредингера. Мы никогда не узнаем, что находить там, за холстом, который мы сами для себя нарисовано. Именно мы те неизвестные художники. Конечно, стоит лишь заглянуть за мольберт и все станет ясно, но человек никогда этого не сделает. В этом и заключаются “условия его существования”. Мы не знаем, таков ли мир и не будем знать пока не посмотрим. Но этого делать не за чем. На одной из версий работы Рене Магритт изобразил лишь глаз, в котором отражались облака. Зритель видит только отражение мира, через призму суждений и восприятий другого человека.
“Красота в глазах смотрящего”, — этот фразеологизм наилучшим образом описывает картину одного из самых известных сюрреалистов из Бельгии. Каждый человек видит мир таким, каков он для него. Это сложно понять, ведь нам кажется, что наш взгляд не врет нам, и все именно так. Большую часть того, что кажется реальностью, человек придумал сам. Может быть в этом и нет ничего плохого, а может и есть. Но мы этого никогда не узнаем, ведь покуда человек живет, он будет продолжать менять этот мир под себя.
07.02.2023.
Добавить комментарий