Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Василий Верещагин «Апофеоз войны», холст, масло, 127 х 197 см, 1871

“Апофеоз войны”-одна из центральных работ в творчестве Василия Верещагина. Она стала завершением “героической поэмы Варвары”. Работал над ней художник в Мюнхине в 1871,  после своей очередной поездки в Турскестан. Там он служил прапорщиком. Насмотревшись на смерть, голод и войну, он поклялся сделать все, чтобы эта “зараза и чума” не распространилась.

Центром всей композиции выступает устрашающая пирамида из  человеческих черепов, на которой сидят вороны. Птицы-предвестники Апокалипсиса, они выжидают, ведь один из четырех всадников армагеддона уже здесь. Это война. Ее создали  люди, которые в погоне за славой, деньгами, территориями готовы строить пирамиды из черепов. И в прямом смысле идти по головам.  Все для того, чтобы подняться ближе к солнцу. Если присмотреться, можно увидеть, как черепа плачут. Плачут, ведь были когда-то людьми. Мы почти что не видим их лиц, многие повернуты от нас, но мы будто бы слышим их мольбы о помощи. Самое ужасное, что художник не нарисовал аллегорическое изображение войны. Нет. Он лишь восстановил по памяти увиденное в Туркестане. Пирамиду окружает выжженная пустыня. Война уничтожает все, не жалея никого и ничего. Деревья стоят голые, а сзади вдалеке виднеется разрушенный город. Вероятно, это один из тех городов Туркестана, которые приходилось защищать художнику во время военной службы. Руины некогда красивой крепости служат напоминанием нам о том, на что способен человек, и как хрупок наш мир. Мы за алчностью и жестокостью не видим того, что разрушаем красоту, созданную предками, нарушаем законы природы и совести. У убиваем не врага, а все, попадающееся под руку.

Верещагин использует прием освещение с одного источника света-солнца. Оно заливает своим желтым светом, выжигая последние остатки жизни. Колорит картины также нагнетает обстановку, погружая зрителя в тошнотворное ощущение духоты и жары.

Война в Туркестане оказала огромное влияние на Верещагина, он возненавидел всех тех, кто гордиться своими пирамидами из черепов, тех кто уничтожает древние города и убивает мирных людей. После, уже перед выставкой в Москве, художник приписал на раме: ”Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим” Изначально, художник хотел назвать картину ”Торжество Тамерлана”, но позже изменил название. Ведь, по его мнению, любая война приводит к апофеозу. Нет оправдания ни одной капли крови, пролитой в сражении. Основная тема всего послевоенного творчества Верещагина-мир и борьба против войн и распрей между людьми. Сам художник с ужасом подмечал: “В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражён тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами». Позже художник будет писать еще множество картин на тему войны. Он стал одним из самых известных баталистов, хотя сражения в привычном нам виде почти не писал. Но никакая из его картин не смогла затмить Апофеоз войны. Все потому, что эта работа была написана под впечатление, сразу после возвращения с войны. Не было ни одного человека, который бы смог просто пройти мимо этой картины. На ней мы увидели не только руку мастера, но и его порванную на кусочки, покалеченную войной душу.

Картина оказала такое влияние на зрителей, посетивших выставку, что Верещагина номинировали на первую в истории Нобелевскую премию мира. Удивительно, но сам художник и был инициатором присуждения этой премии. По воле судьбы, он не получил ее. Но его картина навека остается в памяти миллионов, как жестокое напоминание о том, на что способен человек. И как бы грустно это не звучало, художник, который посвятил свою жизнь борьбе с войной, погиб, сражаясь на русско-японской войне. Став еще одной ее жертвой.

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: Апофеоз войны, описание картины Василия Верещагина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *