Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Джон Кольер «Леди Годива», холст, масло, 142 х 183 см, 1898

«Леди Годива» Джона Кольера – пожалуй, одно из самых необычных среди огромного ряда живописных произведений, созданных по мотивам исторических легенд и преданий. Картина удивляет, завораживает и долго не отпускает тебя из своего магнетического поля.


Здесь поражает всё: и загадочность сюжета, и нестандартная композиция, и цветовая гамма, безумно яркая и мягкая одновременно. Интересно, что картина, а точнее – её героиня, воспринимается очень живой и современной. Кажется, что художнику позировала одна из длинноногих молодых красавиц, которые сегодня, проходя мимо, заставляют мужчин оборачиваться им вслед на улицах современных городов. С трудом верится, что работа написана Джоном Кольером в конце ХIХ века, а сама леди Годива, согласно преданию, жила в Англии в далеком ХI веке. Или может быть чистая, абсолютная красота существует вне времени, оставляя подробности древней истории о благочестивой леди и жестоком жадном графе Леофрике где-то далеко за пределами полотна.


Увидев картину, сразу забываешь сюжет старинной легенды. И взгляд, и мысли занимает только образ обнаженной красавицы с изящным, как будто выточенным из белого мрамора, но в то же время абсолютно естественным в своей наготе телом. Причем, обнаженное женское тело живописец сумел изобразить удивительно целомудренно, не позволяя никому рассматривать откровенные подробности. Только сама юная леди, прекрасная, как Афродита, вышедшая из морской пены, не осознает блеска своей красоты. Она напугана и смущена, робко пытается прикрыть свою наготу роскошными рыжими волосами.


Теплое живое обнаженное тело леди Годивы особенно четко выделяется на фоне ярко-красной, буквально горящей огнем её стыда, попоне и сбруе могучего белого коня, который величественно и плавно несет прекрасную всадницу. Художник в мельчайших подробностях изображает все детали конной упряжи. Можно долго рассматривать золотые цепи — поводья, где прорисовано каждое звено, графские гербы, выделяющиеся на красном фоне, королевских львов, вышитых золотом на полотне попоны, покрывающей мускулистый круп коня, изящный тисненый узор на кожаном седле.


Сочетание в цветовой гамме картины мягких бежево-коричневых пастельных тонов с пылающим на переднем плане красным захватывает внимание и не дает отвести взгляд. Доминирующая фигура всадницы на коне занимает не менее 2/3 полотна картины. Только потом, с трудом оторвавшись от неё, взгляд скользит вокруг центра композиции и замечает другие объекты. На заднем плане в туманной дымке предстает тщательно прорисованный средневековый город: старинная каменная кладка, массивные колонны и арки, булыжная мостовая. Город совершенно безлюден, но не выглядит мрачным, а наоборот, пронизан каким-то волшебным теплым светом. Создается впечатление, что это именно всадница на коне, проезжая по улицам, подобно факелу, освещает всё вокруг и рассеивает мрак.


Глядя на смущенную красавицу с опущенной головой, тем не менее хочется назвать её «Победительница мужчин». Её обнаженное конное дефиле через замерший за закрытыми ставнями город стало не унизительным позором, а триумфальным шествием. Да, эта хрупкая молодая женщина своим благородством, чистотой и непорочностью, без доспехов и лат одержала победу над жестокостью, грубой силой и похотью. Не женщина является игрушкой в руках мужчин. Напротив, мужчины – вечные рабы женственности и чистой красоты. Возможно, художник Джон Кольер, подаривший миру эту прекрасную картину, от лица мужчин таким образом, как раз и признает их поражение.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *