Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Федор Васильев «Мокрый луг», холст, масло, 70 х 114 см, 1872

Картина «Мокрый луг» — это произведение искусства, которое погружает зрителя в удивительный переходный мир между дождем и солнцем, где присутствуют яркие краски и насыщенные оттенки, пробующие выразить различные настроения и эмоции. Художник показывает жизнь природы во всей своей красе. Это именно то, что захватывает дух при виде полотна.


При первом же взгляде на картину можно заметить, что она состоит из трех основных планов, каждый из которых имеет свою индивидуальность и идею.Первый план картину «Мокрый луг» занимает сокровище природы – раскинувшиеся на широком участке красивые зеленые травы и кустики, которые погнались плотным ковром, перемешавшись в разноцветном орнаменте прямоугольных зарослей. Здесь можно встретить и подорожник, и зверобой, и безграничные поля бурьяна. Их зеленые зонты, замокшие от дождя, подмигивают лучам солнца, разлитым в поле, что удивительно и красиво в своем исполнении на холсте. Полёвки бегают средь трав и ищут себе уголок посуше. Облака, плывущие по небу, заставляют краски растений то, сгущаясь, темнеть, то осветляться, возобновляя танец лучей как на голой земле, песчаной борозде посреди картины, так и на «зелёной скатерти». И вскоре из-за туч взлетит орёл, и тогда мышам будет не до влаги, всё вновь примет свой ход. Небольшая группа деревьев, похожих на ивы, склонившие свои ветви к издыхающему пруду, возникающих на заднем плане, заключает сцену, скрывая от нас дали степной местности и воздвигая лиственную рощу.Первый план на картине переходит во второй, где мы можем увидеть, как солнечный свет плавно, градиентом, перетекает по водной глади. Но скоро «озерцо» иссохнет и на его взрастёт бурьян, заживут хомяки и тушканчики.

Второй план, высушивается бурной жарой, но он по-прежнему остается свежим, благодаря каплям дождя, которые ушли, но оставили свой след на растениях, которые по-прежнему блестят на солнце. Тут всё сливается воедино, образуя единую композицию. Даже вроде бы и резкий контраст между светлой левой стороной и ещё грозовой правой становится плавным и гармоничным. А может это символ битвы, и здесь схлестнутся добро и зло, друг и враг? Лишь только время покажет.

Третий план картины «Мокрый луг» представляет великолепный зеленоватый купол над яркой и подчеркнутой игрой света, которая отображается в воде. Будто трава разрослась на самих небесах и тучи, как зеркала, отражают весь спектр изумрудных отблесков. Художник умело расставляет световые пятна, чтобы добиться привлекательного общего эффекта, тысячи оттенков зелёного представляются взору наблюдателя.

Здесь вершины холмов также как и ивы прячут от нас горизонт. Быть может, там, в нескольких километрах, раскинулась деревня и скоро ступит нога человека по лугу, и утратит степь свой первозданный вид. Совершенная красота кажется теперь еще более завораживающей, и в ее святой тишине наступает гармония между землёй, водой и небом. Картину «Мокрый луг» можно рассматривать как показательную работу, которая переносит вас в удивительный мир природных контрастов. Художник в полной мере улавливает природу во всей ее красе и отображает тонкие отношения между светом и тенями, движением и спокойствием, живыми и неподвижными объектами.

Третьяков не выбирал случайных картин. Он высказывался так: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Все эти полярности, контрасты – стихи, написанные маслом на холсте.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *