Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу», дерево, масло, 117 х 162 см, 1565

Картина “Охотники на снегу” относится к серии полотен, интерпретирующих разные сезоны года. Ее художнику заказал банкир из Антверпена Николас Йонгелинк. Но здесь изображена не просто зима. В ту пору Европа переживала Малый ледниковый период.

Интересно отметить, что картина представляет собой не реальный пейзаж, а ландшафт собранный из разных уголков Италии, в которых Брейгелю удалось побывать.

Что именно изображено на картине?

Первое общее впечатление о картине формируется благодаря цветовой гамме, в которой очень много белого цвета, темных голых веток деревьев и перепадов высоты. Зритель понимает, что перед ним горный зимний пейзаж. Затем он начинает рассматривать картину более подробно, начиная с нижнего левого угла. Здесь изображена возвышенность, склон, по которому передвигается несколько фигур. Это, по всей видимости, трое мужчин, возвращающиеся с охоты. Их сопровождает стая собак.

Охотники одеты в теплые камзолы в темных тонах, от темно коричневого до зеленого, шапки и сапоги с длинным голенищем. В руках у них копья. Один из них тащит на плече скудный улов в виде лисы. Собаки выглядят тощими и голодными. Нашлось и место иронии, хвостики у собак нарочито закручены.

Левее от этой группы изображен кирпичный домик, у которого дети со взрослыми разводят костер. Строение цвета ржавчины, а огонь ярко-желтый, и эти цвета создают контраст с белыми, серыми и пепельно-голубыми тонами, которые доминируют на картине.

Ряд из трех деревьев, расположенных на этом же склоне задают перспективу. На ветках сидит несколько черных птиц, а одна из них взлетела и направляется к правому краю. Зритель наблюдает за этой птицей и его взгляд, пробегает по дуге, быстро просматривая огромную снежную панораму слева-направо.

В левом углу написан каменный мостик, по нему идет женщина, она несет большую охапку хвороста. Мостик этот служит переправой через реку. Чуть ближе к краю картины написаны две девушки, одна везет другу на санках.

В какой-то момент можно остановиться в центре, рассматривая крошечных персонажей, которые вышли из дома, чтобы провести время за зимними забавами: покататься на коньках и санках, поиграть в хоккей. Казалось бы, им весело проводить этот холодный день. Все персонажи находятся в движении, они чем-то заняты, и это создает впечатление динамики, истории.

Кто-то вот-вот поскользнется и упадет, кто-то, уже нагулявшись, стремится выйти на берег и пойдет домой. Один человек лежит неподвижно, немного поджав ноги. Может быть, он упал. Кто-то замахивается клюшкой и вот-вот ударит по мячу. Еще один персонаж пришел погулять с собакой, но ей, по всей видимости не так уж приятно здесь находиться, холодно и скользко.

Стоит обратить внимание на то, как одеты все эти люди. Женщины в теплых платьях, юбках и шерстяных платках. Мужчины в камзолах. И легко представить, как все они, вдоволь нагулявшись, отправятся домой топить печь согреваться, насколько это возможно в ту пору.

Теперь можно немного передохнуть, рассматривая строения, раскинувшиеся у подножья гор по берегу замерзшей извилистой реки. Вдалеке, за церковным шпилем дом с пламенем, которое буквально вырывается из трубы. Несколько мужчин пытаются потушить этот огонь.

На горизонте крутые скалы контрастируют с диагональю холма на переднем плане и заостренными углами, подчеркивая непримиримый нрав зимней поры.

Чем дальше от центра, тем меньше видны детали. Слева виднеется еще одна деревушка. А вдали, где заканчивается река расположилась жилая местность, и можно только гадать, что же происходит там.

В чем смысл?

Художник задает высокую точку обзора, и это дает возможность зрителю сохранять отстраненность, принять позицию наблюдателя в том числе по отношению к своим чувствам, эмоциям, которые появляются во время созерцания картины.

Сначала, наблюдая за этими маленькими людьми, погруженными в свои дела, появляется какое-то идиллическое спокойствие, но затем оно сменяется чувством жалости, ведь они кажутся беспомощными и хрупкими перед заснеженными огромными скалами, перед величием и мощью природы. Есть и восхищение. Здесь изображены простые крестьяне, которые смиренно справляются со всеми предложенными испытаниями, несмотря неудачи. Они, кроме того, находят возможность порадоваться жизни. Что же им помогает? Важная тема для Брейгеля — отношения человека с Богом, и она прослеживается здесь тоже.

Этим людям помогает сохранять дисциплину и выполнять повседневные дела, не падать духом, по всей видимости, только вера в то, что все невзгоды пройдут. Отсюда идиллическое спокойствие, которое сначала кажется оксюмороном в этих обстоятельствах.

Это сложная картина, исследование бытования человека, столкнувшегося с холодным, равнодушным внешним миром.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *