1834 год, Карл Брюллов пишет картину, перевернувшую мир живописи и вошедшую в историю, одну из самых известных мировых картин-”Последний день Помпеи”. Идея создания пришла художнику во время экспедиции в Италию. Брюллов задумывал написать большое историческое полотно и делал упор именно на историю Италии. Поэтому посещал раскопки древних городов, в том числе Помпеи и Геркуланум. С этой экспедиции и началась долгая и кропотливая работа над картиной. Художник изучил все доступные материалы, так как хотел написать максимально точное , в историческом плане, полотно.
Главная особенность композиции картины- дробность. Последний день Помпеи-та работа, которую стоит рассматривать долго. Фигуры распределены в небольшие группки, внутри которых своя сюжетная линия. В левом нижнем углу мы видим трех женщин, возможно мать с дочерьми, и старика, несущего драгоценности. За ними толпа, где каждый сам за себя. Рядом с ними молодая семья. Они бегут и родители закрывают собой детей. В самом центре тело мертвой матери и плачущий над ней ребенок. В правом углу мужчины несут на руках старика, а молодой парень уговаривает свою мать пойти с ним. За ними мы видим лошадь, сбрасывующую всадника. И завершает композицию пара влюбленных, мужчина держит на руках тело погибшей невесты. Каждая группа рассказывает свою историю. Построение картины основано на канонах эпохи классицизма. Прежде всего, этот период характеризуется театральностью. Взгляд зрителя движется от нижнего левого угла к правому верхнему. От теплых темных тонов к светлым холодным.А свет, как софиты в театре, подсвечивает самое важное. Герои же погибают в утрированных позах. Это помогает накалить драматизм и отчетливее донести до зрителя идею картины.
Задний план замер будто декорация. Фон в картине не менее важен, чем группы фигур. Он также влияет на сюжет. Вдалеке виднеется античных храм. Его разрушила стихия и он вот вот падет. Статуя, служившая ему опорой уже пала. Это падение не просто церкви, а всей древней веры. Больше нет их богов. Чёрное небо озаряется молниями, они сверкают, прорезают стену из пепла. Люди с испугом смотрят на вулкан в правом углу. Создаётся ощущение, что зрителя вот вот вместе с этими перепуганными людьми поглотит лава.
Как и любое историческое полотно картина нам рассказывает о реальных событиях прошлого. Но также не стоит забывать, что Последний день Помпеи стала переломной картиной в мире искусства. Многие искусствоведы считаю, что кроме основного сюжета, гибели города, Брюллов описывает в работе разрушение древней языческой церкви, на место которой придет христианство. И вот будет построен новый мир, на развалинах старого. Так и произошло. Но это не главное новшество, внесенное художником. Взращенный на традициях классицизма Брюллов делает первые шаги в поиске романтического героя. Да, композиция все еще строится на канонах предыдущей эпохи, но сюжет уже нет. Герой оказывается в невероятной жизненной ситуации и знает, что его ждет неминуемая гибель. Перед смертью человек проявляет себя таким, какой он есть. Он не пытается казаться хорошим, это уже не к чему. Кто-то пытается спасти себя и своих родных, а кому-то дороже деньги и драгоценности. В этом главная идея Последнего дня Помпеи. Люди спасают то, чем больше всего дорожат. Да, они все умрут, но одни в объятьях любимых, другие, задушенные своей жадностью. Важно упомянуть, что среди жителей гибнущего города Брюллов рисует себя. В левой части картины в толпе можно заметить мужчину с коробкой красок. Он спасает искусство. Потому что для творца нет ничего важнее.
Самое поражающее в картине-глаза. Брюллову удалось передать в них самый настоящий ужас. Страх пробирающий до костей, который заражает зрителя, пока он смотрит на эту огромную работу. Он сковывает все тело и не дает оторвать взгляд от полотна. Самое удивительное то,, что на работе нет ни одного героя чьи чувства бы повторились. Каждый из них испытывает страх, но он совершенно разный. Кто-то боится потерять любимых, кто-то деньги, а для последних все закончилось, ведь они уже утратили главное в своей жизни. Невольно в голову даже закрадывается вопрос: «А что же главное в жизни для меня? Что я буду пытаться удержать, окажись я на этой картине?»
Добавить комментарий