Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Валентин Серов «Похищение Европы», картон, темпера, 71 х 98 см, 1910

Картина «Похищение Европы» была написана известным русским художником Валентином Александровичем Серовым в 1910 году. Идея картины пришла художнику во время его путешествия в мае 1907 года в Грецию, когда Серов побывал на небезызвестном острове Крит и посетил руины Кносского дворца, изучал древние фрески и прочие памятники, принадлежащие к Критской культуре. Место, посещённое им, вдохновило художника не случайно – ведь именно на остров Крит по преданию Зевс привёз Европу после её похищения.  Автор работал над картиной около трёх лет и в общей сложности создал шесть её вариантов.

Сюжет картины иллюстрирует известный древнегреческий миф. Древнегреческий бог грома и молний Зевс, увидев прекрасную Европу – дочь царя Финикии – влюбился в неё. Он явился к Европе в виде красивого белого быка, когда она играла на берегу с подругами, и, когда она села к нему на спину, похитил её и увёз её на остров Крит. Там от Зевса Европа родила троих сыновей, которые впоследствии получили власть над Критом.

Картина изображает Зевса в обличье быка, переплывающего океан на спине с похищенной им Европой. У картины чётко обозначен композиционный центр – это бык и сама Европа, сидящая на его спине. Линия тела быка идёт под наклоном по диагонали, чтобы показать движение: бык плывёт в бурных водах океана, сопротивляясь течению, навстречу могучим волнам (сама картина в целом построена на движении по диагонали, чтобы передать динамику океана и персонажей). Между персонажами показано взаимодействие: бык-Зевс, оборачиваясь, смотрит на свою драгоценную спутницу, проверяя, в порядке ли она, сама же Европа заглядывает в воды океана. На её лице нет страха, она улыбается – она больше не боится везущего её быка, а бушующий океан вызывает у неё восторг.  Пару окружают плывущие по океану дельфины – движения их тел идут синхронно с движениями быка, повторяя их, что усиливает динамику на картине. Для усиления динамики также вытянуты силуэты быка и дельфинов. Бык на картине достаточно огромных размеров, что намекает на «божественное» происхождение животного. Произведение выполнено в холодной цветовой гамме – именно эта гамма нравилась художнику в период написания картины. Придерживаясь любимой гаммы, Серов сделал быка вопреки мифу не белым, а рыжим, и добавил к его внушительному образу большие рога. Рыжий окрас быка ярко и красочно выделяет его на фоне моря и неба в фиолетовых и синих оттенках.

На переднем плане картины – её главные герои, Зевс и его очаровательная наездница Европа. Они окружены океаном, поэтому на заднем плане не видно ничего, кроме неба, оттенки которого слева-направо плавно переходят из стального серого в смесь розового и голубого, и бескрайних волн океана.  Воды океана, занимающие большую часть картины, выполнены в голубых и нежно-фиолетовых тонах, волны и колыхание морских вод переданы тёмно-синими мазками по всему полотну. Сопровождающие героев дельфины, расположенные в левой части картины, имеют чёрный окрас и ослепительно белые животы, что ярко выделяет их среди голубизны воды. Сама Европа, находящаяся в самом центре картины, одета в тёмное, почти чёрное платье – в результате чего её одежда имеет яркий контраст с рыжим телом быка и фиолетово-голубой водой вокруг. На её тёмных волосах покоится золотое украшение, контрастирующее с цветом волос. В цветовом решении почти вся картина построена на цветовых контрастах. При этом цветовая гамма океана и неба схожа – они почти сливаются друг с другом.

Многие считают, что смысл картины – в движении вперёд, к чему-то новому и доселе неизведанному. Сам Серов отождествлял свою жизнь с этой картиной: в ней он символически изобразил движение Европы как части света от старого к новому, её эволюция, её поступательное развитие. Но вернёмся к Европе. Похитив девушку, Зевс увёз её из родного дома, далеко от родного берега, далеко от семьи и друзей, далеко от прежней жизни. Теперь он везёт её в новые для неё места, в новый мир, в новую жизнь. И Европе совсем не страшно. Она полна восторга и предвкушения, она встречает перемены с восторгом и совсем не боится будущего, ждущего её впереди. При этом будущее её пока что туманно – оно скрыто за бескрайним океаном. Будущее всегда закрыто для нас, однако лишь стремление к переменам, к чему-то новому поможет достичь желаемого результата, приблизить будущее, которое будет приносить нам радость.

Так же как и Европа мы не должны бояться неизвестности собственного будущего. Мы должны стремиться к нему и верить, что оно приведет нас к лучшей жизни.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *