Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Валентин Серов «Похищение Европы», картон, темпера, 71 х 98 см, 1910

Картина «Похищение Европы» была написана известным русским художником Валентином Александровичем Серовым в 1910 году. Идея картины пришла художнику во время его путешествия в мае 1907 года в Грецию, когда Серов побывал на небезызвестном острове Крит и посетил руины Кносского дворца, изучал древние фрески и прочие памятники, принадлежащие к Критской культуре. Место, посещённое им, вдохновило художника не случайно – ведь именно на остров Крит по преданию Зевс привёз Европу после её похищения.  Автор работал над картиной около трёх лет и в общей сложности создал шесть её вариантов.

Сюжет картины иллюстрирует известный древнегреческий миф. Древнегреческий бог грома и молний Зевс, увидев прекрасную Европу – дочь царя Финикии – влюбился в неё. Он явился к Европе в виде красивого белого быка, когда она играла на берегу с подругами, и, когда она села к нему на спину, похитил её и увёз её на остров Крит. Там от Зевса Европа родила троих сыновей, которые впоследствии получили власть над Критом.

Картина изображает Зевса в обличье быка, переплывающего океан на спине с похищенной им Европой. У картины чётко обозначен композиционный центр – это бык и сама Европа, сидящая на его спине. Линия тела быка идёт под наклоном по диагонали, чтобы показать движение: бык плывёт в бурных водах океана, сопротивляясь течению, навстречу могучим волнам (сама картина в целом построена на движении по диагонали, чтобы передать динамику океана и персонажей). Между персонажами показано взаимодействие: бык-Зевс, оборачиваясь, смотрит на свою драгоценную спутницу, проверяя, в порядке ли она, сама же Европа заглядывает в воды океана. На её лице нет страха, она улыбается – она больше не боится везущего её быка, а бушующий океан вызывает у неё восторг.  Пару окружают плывущие по океану дельфины – движения их тел идут синхронно с движениями быка, повторяя их, что усиливает динамику на картине. Для усиления динамики также вытянуты силуэты быка и дельфинов. Бык на картине достаточно огромных размеров, что намекает на «божественное» происхождение животного. Произведение выполнено в холодной цветовой гамме – именно эта гамма нравилась художнику в период написания картины. Придерживаясь любимой гаммы, Серов сделал быка вопреки мифу не белым, а рыжим, и добавил к его внушительному образу большие рога. Рыжий окрас быка ярко и красочно выделяет его на фоне моря и неба в фиолетовых и синих оттенках.

На переднем плане картины – её главные герои, Зевс и его очаровательная наездница Европа. Они окружены океаном, поэтому на заднем плане не видно ничего, кроме неба, оттенки которого слева-направо плавно переходят из стального серого в смесь розового и голубого, и бескрайних волн океана.  Воды океана, занимающие большую часть картины, выполнены в голубых и нежно-фиолетовых тонах, волны и колыхание морских вод переданы тёмно-синими мазками по всему полотну. Сопровождающие героев дельфины, расположенные в левой части картины, имеют чёрный окрас и ослепительно белые животы, что ярко выделяет их среди голубизны воды. Сама Европа, находящаяся в самом центре картины, одета в тёмное, почти чёрное платье – в результате чего её одежда имеет яркий контраст с рыжим телом быка и фиолетово-голубой водой вокруг. На её тёмных волосах покоится золотое украшение, контрастирующее с цветом волос. В цветовом решении почти вся картина построена на цветовых контрастах. При этом цветовая гамма океана и неба схожа – они почти сливаются друг с другом.

Многие считают, что смысл картины – в движении вперёд, к чему-то новому и доселе неизведанному. Сам Серов отождествлял свою жизнь с этой картиной: в ней он символически изобразил движение Европы как части света от старого к новому, её эволюция, её поступательное развитие. Но вернёмся к Европе. Похитив девушку, Зевс увёз её из родного дома, далеко от родного берега, далеко от семьи и друзей, далеко от прежней жизни. Теперь он везёт её в новые для неё места, в новый мир, в новую жизнь. И Европе совсем не страшно. Она полна восторга и предвкушения, она встречает перемены с восторгом и совсем не боится будущего, ждущего её впереди. При этом будущее её пока что туманно – оно скрыто за бескрайним океаном. Будущее всегда закрыто для нас, однако лишь стремление к переменам, к чему-то новому поможет достичь желаемого результата, приблизить будущее, которое будет приносить нам радость.

Так же как и Европа мы не должны бояться неизвестности собственного будущего. Мы должны стремиться к нему и верить, что оно приведет нас к лучшей жизни.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу