Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Мауриц Эшер «Рисующие руки», литография, 28,2 х 33,2 см, 1948

Автором данной картины является гениальный и неповторимый нидерландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер (1898—1972), который за всю свою творческую карьеру не написал ни одного живописного полотна. Эшер знаменит научным подходом к созданию своих произведений, он обладал художественным пониманием математики, как бы парадоксально это не звучало. Более того, некоторые из гравюр Маурица были использованы учеными-кристаллографами для иллюстрации собственных статей, а математики воспользовались некоторыми его работами, на которых изображены различные геометрические фигуры, для разработки модели невозможной лестницы.

Перед нами одно из главных произведений Эшера, его визитная карточка, носящая название «Рисующие руки». Данный вид работ относится к жанру аллегории, по технике написания это литография – вид печатной графики, смысл которого заключается в переносе краски с твердой поверхности на бумагу. Вышеупомянутая литография была впервые напечатана в январе 1948 года.

На картине, выполненной в стиле имп-арта (с англ. – невозможное искусство), изображен лист белой бумаги, прикрепленный к холсту канцелярскими кнопками. Края листа чуть-чуть загибаются, создавая тень и тем самым делая лист более реалистичным. На бумаге нарисованы две выразительные ловкие мужские руки, каждая из которых, держа карандаш, рисует другую. Части рук, расположенные ниже запястий, художник обозначил тонкими линиями контура, а выше запястий – материализовал, сделав объемными, тщательно прорисовывая каждую деталь: костяшки, складки на сгибах пальцев, светотень, вены. Ниже запястий Эшер с помощью нескольких легких штрихов изобразил манжеты, застегнутые на запонки прямоугольной формы.

При детальном рассмотрении можно заметить, что руки не являются «братьями-близнецами». Из 5 пальцев руки, расположенной сверху, зрителю видны только большой и указательный, а также в поле зрения находится карандаш, рисующий другую руку. Нижняя рука, напротив, практически полностью закрывает он нашего взора карандаш, однако взамен мы имеем возможность видеть 4 искусно прорисованных пальца, за исключением большого.

Что хотел сказать Эшер, создавая данное полотно? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня вам не даст ни один искусствовед. Есть версия, что изображая рисующие друг друга руки, художник таким образом хотел передать взаимосвязь между человеком и Творцом. Другие же искусствоведы считают, что нидерландский мастер графики просто захотел скопировать набросок к картине «Портрет Джиневры де Бенчи», автором которой является знаменитый Леонардо да Винчи (1452—1519).

Можно предположить, что Эшер с помощью этого произведения хотел выразить свое видение, свои размышления о какой-нибудь глобальной общечеловеческой проблеме. Например, поделиться мыслями о проблематике восприятия людьми внешнего мира, так как согласно высказыванию французской писательницы и американского эссеиста Анаис Нин: «Вы не видите мир таким, каким он есть. Вы видите его таким, каким являетесь вы сами». С этой целью автор картины демонстрирует, что наблюдаемый человеком мир является отражением его внутреннего мира, его души. В то же время доподлинно известно, что мировосприятие и внутренний мир любого человека формируются в детстве под влиянием окружающей обстановки. Таким образом мы имеем тесную взаимосвязь между двумя мирами – внутренним человеческим и внешнем, которые, будучи выраженными руками на картине, создают и постоянно «дорисовывают» друг друга. Этот процесс можно сравнить с действиями влюбленной пары, когда оба человека стараются стать лучше ради своей второй половинки и одновременно идеализируют партнера, «дорисовывая» ему определенные черты в своем воображении.

Картина «Рисующие руки» учит нас тому, что в мире все процессы и явления тесно взаимосвязаны, из чего следует вывод о том, что планета Земля – это одна большая экосистема. Помимо этого, данная литография заставляет задуматься о многомерности мира и цикличной бесконечности нашей Вселенной, где одно вытекает из другого, один процесс запускает целую цепочку других, а также порассуждать о сложных и одновременно простых вещах.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *