Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Виктор Васнецов «Богатыри», холст, масло, 295 х 446 см, 1898

В этой статье мы попробуем раскрыть смысл знаменитой картины Виктора Васнецова «Богатыри», исходя из искусства художественной критики. Я не историк, а также не искусствовед и, описывая картину, меньше всего смотрю на ее символы и атрибуты, на ее название и кто эти персонажи, а смотрю на то, что собственно на ней изображено и какими художественными средствами. Рыться в былинных, исторических и биографических источниках — не моя задача. Моя задача, как критика и зрителя, подчеркнуть живописные достоинства картины и рассказать о ее тайне, опираясь на собственное переживание, заставить картину говорить со мной на языке тех образов, которые я вижу. Тогда замечаешь вещи, которых ранее не замечал никто, и такое описание приобретает самостоятельную ценность.

Три всадника

Мало сказать, что на картине изображены русские богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович! Если мы исходим из того, что видим, то в первую очередь необходимо сказать, что все трое верхом на лошадях. Нужно отметить, что они не пешие, а еще нужно сказать, что их трое и что лошади их стоят на земле, так сказать, вписаны в ландшафт. Вот существенное, что, мягко говоря, отличает картину Васнецова «Богатыри» от не менее известной картины Андрея Рублева «Троица». А то многие авторы, говоря о русской душе, видят, что она тройственная, и не замечают разницы!

Следовательно, в чем смысл?

Что всадники олицетворяют исконные качества русской души? свойства русского характера? — Нет, конечно! Сказать так — значит, ничего не сказать. Душа — это женщина, а здесь, как нетрудно заметить — три мужика.

Почему их трое? Почему они в шлемах и в воинских доспехах? Почему все трое куда-то смотрят? Почему все трое посажены на коней, и ни ни одна нога ни у одного всадника не касается земли. Вас не настораживает, что этот триединый русский человек — герой, богатырь, защитник отечества — собственно, не стоит на земле? Это русский-то крестьянин!

Значит, о чем картина?

Три коня

Да, картина о конях. Что касается всадников, то они довольно мелкие по сравнению с конями и отличающихся друг от друга лишь незначительными деталями (например, наличием или отсутствием бороды). А вот лошади их отличаются разительно! Белая, черная, красная — а еще какие красивые! И как по-разному стоят! Художник постарался, выписывая коней!

Что же такое лошадь или конь в живописи?

Это некая живая движущая сила. То, что движет человеком, причем движет индивидуально, каждого по-своему, а не так что все трое едут на одном коне. Важно здесь подчеркнуть, что между человеком и землей находится не автобус, не экипаж, не сани, а свое, но крепко связанное с тобой собственное животное, которое как некая подсознательная сила движет человеческой волей, то есть, дух. Воля — это и есть сам дух, или Само-дух, который и в литературе, и в живописи всегда дается в образе коня.

Почему именно конь? Потому что он, конь, несет на себе седока — в данном случае, человеческое мышление.

А почему мышление? Почему не чувства? не душу? не характер? не какие-то душевные свойства? Потому что все всадники на картине смотрят. Они смотрящие, они пытаются обозреть поле, то есть, материальную действительность, находящуюся перед ними. Важно также, что это пустая бескрайняя равнина, а не море, не какое-то природное явление, не какой-то социальный процесс. Просто поле. Просто их взор обращен в пространство, в физический мир.

Значит, конь под седоком — это дух, а сам седок — это обычное человеческое мышление. Мышление, анализирующее ситуацию. А дух, исполняющий волю и несущий человеческое тело.

Теперь надо разобраться с вопросом: Зачем художник изобразил три мышления и три духа? В чем здесь смысл?

Три духовных потока

Три всадника находятся на переднем плане картины, они максимально приближены к зрителю. Что это значит? Это значит, что задний и небесный планы они уже преодолели, то есть, спустились с небес, перешагнули через горы и оказались теперь на равнине, в нашем, так сказать, настоящем времени. Где-то там за ними пройденная история, восходящая к Древней Руси, но они теперь здесь, в нашем сейчас, как три духовные силы, продолжающие действовать по сей день и в двадцатом веке, и в двадцать первом. В этом тайна русской истории, что в ней три движущие силы.

Теперь нужно разобраться, что это за силы, олицетворяемые образами трех русских богатырей. Художник 19-го века особенно остро переживал момент, что в нашей русской истории не всё так просто, как нам толкуют учебники. Существовала цензура, которая запрещала говорить, например, о славянском происхождении варягов, о существовании русской истории до Рюрика и Владимира и т.д. Однако и поэты, и художники умудрялись говорить о ней иносказательно. Потом, в советское время, коммунисты до такой степени исказили и упростили русскую историю, что в ней даже живописцы перестали что-то понимать.

Поэтому так важна картина «Богатыри» Виктора Васнецова. Его художественное чутье указывает на то, что в России сошлись три духовных течения, три потока. Давайте посмотрим на коней и их седоков, чтобы понять, что это за потоки.

Черный конь

Итак, черный конь, несущий тяжелого коренастого седока Илью Муромца, вооруженного копьем и палицей. Голова коня находится в центре картины, а сам конь стоит вполоборота к зрителю в полной своей красе, причем, правая задняя нога почему-то белая. Случайно ли это? Может быть, это прихоть художника? А может быть, цвет имеет значение?

Да, черный цвет указывает на очень далекое прошлое, а кусочек белого на то, что из этого темного прошлого до нас что-то дошло, как страница сохранившейся книги. Нетрудно догадаться, что это за книга и что этот черный конь указывает на старозаветные библейские времена. Имя Илья восходит к еврейскому пророку, который так почитался на Руси. Не есть ли это указание на дохристианские пророческие времена? Вот, оказывается, как глубоко заходит русско-славянская история!

Кроме того черный цвет — это цвет земли, чернозема. Значит, просвещенные люди в 19-ом веке знали, что на восточно-европейской равнине еще в глубокие века существовала цивилизация земледельцев, свободных крестьян, чей культ был издревле связан с выращиванием хлеба. И выглядели они, как этот Илья Муромец — богатыри, поперек себя шире, строившие свои деревянные города и обрабатывавшие землю в глухих муромских лесах.

Вооружение Муромца — копье и палица — нацелены не на захват, не на войну, а скорее, на защиту своих сёл и полей. У восточных славян не было ни господ, ни рабов, не было ни насилия, ни государства. Согласно былине, до 33-х лет Илья был прикован к постели, он не умел ходить, но потом каким-то чудом нашел в себе силы, сел на коня и сделался рыцарем. Его болезнь — это конечно, образ, указывающий на бездействие человека в политическом смысле. За оружие он взялся вынужденно, потому что его земле угрожало завоевание, которое собственно и произошло, когда страной стали управлять варяги.

Значит, черный конь — это собственный восточно-славянский дух.

Белый конь

В какую сторону смотрят наши всадники? Очевидно, они стоят лицом к солнцу, так как сзади за ними довольно темное небо, и на этом темном небе светлые, следовательно, освещенные солнцем, облака. Днем солнце находится на юге, и всадники повернули своих коней на юг, но смотрят они не на юг, а на запад — туда же повернуто и копье Муромца. Его острие как раз на груди белого коня. Скажете, опять случайно?

Нет, ничего случайного не бывает. Именно этот белый конь побудил Муромца взяться за оружие и сесть на своего черного. Белый конь — это западный дух, который в Восточную Русь принесли с Запада варяги. От него произошла нынешняя русская государственность с характерным для государства насилием (обнаженный меч), с религией подавления, служившей когда-то благородным целям защиты отечества, а потом обернувшейся против собственного народа.

Что значит белый конь? Значит благородный, элитарный, королевский, а еще самый молодой и понятный Васнецову, хотя он и берет свое начало на грани первого и второго тысячелетий, когда в Средние Века началось разделение европейского населения на чернь и благородных. Однако, это разделение на картине, заметьте, относится только к коням. Сами всадники все как заодно, как из одного теста, а вот их кони такие разные и смотрят даже, как Лебедь, Рак и Щука из басни, в совершенно разные стороны.

Вот она, русская действительность! Мы все такие одинаковые, но сидим на разных конях — между нами нет единства!

О чем умалчивает русская история

Что мы знаем про Добрыню Никитича? Знаем, что он варяг и наставник юного князя Владимира, того самого, который впоследствии ввел христианство на Руси. Знаем также, что Добрыня увез девятилетнего Владимира из Новгорода домой на Запад, когда великому князю угрожала опасность быть убитым своим же братом Ярополком, правящем в Киеве. Мудрый наставник бежал с Владимиром через Варяжское (Балтийское) море, но попали наши беглецы не на остров Руан (согласно А.С.Пушкину остров Буян), не к нашим веннам (так звали западных славян в Европе), а к шведам.

Спасая русского государя, Добрыня действовал из самых добрых побуждений — однако его белый конь привез их в Швецию, потому что он не видел особой разницы между русскими варягами и шведами. И вот Владимир вырос в Швеции, возмужал, впитал их норманский дух, а потом вместе со шведским королем организовал поход на Киевскую Русь, чтобы отнять у Ярополка свое царство-государство. Таким образом Русь оказалась завоеванной шведами, которые вернули на киевский трон Владимира. Отсюда пошла норманская версия возникновения русского государства, против которой так яростно выступал Ломоносов. Однако ему заткнули рот, потому что дом Романовых старательно поддерживал эту норманскую версию, согласно которой и сами варяги тоже были не русскими, а шведами.

Вместе со шведским язычеством Владимир привез на Русь много всяких иностранцев, которые получили здесь свои феодальные наделы и стали властвовать над местным населением. Однако ни при Олеге, ни при Ольге и, тем более, ни при Рюрике, ни до него, оно не знало угнетения и человеческих жертвоприношений. Этот пышный букет насилия привез сюда Владимир, и он не смог бы долго удержаться у власти, потому что мощно ощетинился местный «черный конь». Ярый язычник и многоженец, чтобы сохранить за собой княжеский престол и отодвинуть обнаглевших шведов, буквально через несколько лет заключил союз с Византией — этим вечным противником всех норманов — и ввел у себя на Руси христианство. Как мудрый политик, Владимир вовремя пересел с белого коня на красного.

Красный конь

Цвет третьего коня под Алешей Поповичем, конечно, не такой вызывающе красный, скорее кирпичный. Что-то среднее между черным и белым, цвет строительного камня. Из какого времени этот третий духовный поток? Очевидно, он идет не из нового времени европейского расцвета, не из скифской прадревности, а из Греции, которая в первых веках новой эры стала христианской. Можно назвать его церковно-христианским потоком, или греческим.

Красный конь и белый конь стоят на картине по разные стороны от черного — здесь художник попал в самую точку. Это извечные противоположности, которые как подводные течения раскачивают Россию то влево, то вправо на протяжении всей истории. Стоит взять верх белому коню, тут же активизируется красный. Неравноправие, господство князей-феодалов над простыми людьми, которое привез на белом коне из Швеции князь Владимир, должно было быть уравновешено красным христианским равноправием, пришедшим вслед за этим из Греции. Перед Богом, мы все равны, бедные и богатые, рабы и господа.

Вторжение красного культурного потока, хлынувшего на Русь вместе с греческими проповедниками и строителями, утихомирило ситуацию, восстановило пошатнувшееся равновесие, но, конечно, не навсегда. Три всадника могут какое-то время стоять друг рядом с другом, однако политическая ситуация все время меняется, и монархисты начинают кричать, что нам нужен только белый конь, коммунисты — только красный конь, а анархисты — только черный конь. Но в том-то и дело, что ликвидировать эту троичность невозможно, она как данность. И дело также не в том, что у людей взгляды разные — взгляды-то как раз одинаковые, судя по картине — а вот кони разные.

Где русский дух?

«Богатыри» — это огромная монументальная работа, над которой художник трудился более двадцати лет, выписывая и добавляя всевозможные детали, пытаясь установить правду, стремясь понять Россию, если не умом, то хотя бы через живопись. Европейские критики подходят к разгадке картины очень упрощенно, говоря, что это, мол, три души в человеке: ощущающая, рассудочная и сознательная. Каждый всадник олицетворяет ту или иную душу. Но это только часть правды, потому что душа у них единая и у первого богатыря, и у второго, и у третьего — а вот дух у каждого свой.

Где же собственно русский дух, про который Пушкин сказал: «Там русский дух, там Русью пахнет!» Нет его!

Пытаясь установить правду и показать, что в русской душе действуют три духовных течения, Васнецов так и не дал разгадки тайны. Ну, действуют эти три потока! А делать-то что?

Ставить на белого коня: сражаться, побеждать, подчинять?

Или ставить на черного коня: трудиться, строить, творить?

Или на красного коня: учить, воспитывать, развивать?

Пока три всадника так дружно стоят, все хорошо. Всем нравится картина: какой он мощный, единый и сильный, этот русский дух! Но на самом деле никакого единства нет.

Возможный сценарий развития событий

Представим себе, что там на горизонте, куда смотрят всадники, вдруг что-то появилось, какая-то цель, которую нужно достичь. Как среагируют на это всадники и их кони?

Ну, Добрыня первый полетит вперед, он уже обнажил меч, и его конь готов ринуться на врага. Вероятно, Илья присоединится к Добрыне, однако сделает это не по собственной воле, а вследствие того что белый конь увлечет за собой черного. Или не увлечет. И тогда Илья не сможет заставить коня сдвинуться с места, потому что его собственная воля это никуда не ехать, а встретить врага прямо тут и добить его копьем.

Что касается третьего участника, то несмотря на видимую готовность Алеши следовать за первыми двумя, у его коня такой готовности вовсе нет. Конь даже не смотрит вперед, а следовать за белым — это вообще против его привычек. Он будет хитрить и сопротивляться белому. Скорей всего красный всадник предпочтет двигаться в своем направлении, спрячется куда-нибудь в кусты и оттуда стрельнет во врага, а потом приедет к шапочному разбору: мол, вот он я, поступил умнее вас всех.

Возможны и другие сценарии. Всадники, конечно, могут договориться меж собой, как действовать. Но способны ли договориться их кони? Может быть, есть какой-то вариант? Все мы так хотели бы, чтобы когда-нибудь инициативу взял на себя не белый всадник и не красный, а черный — если это вообще возможно. Была ли когда-нибудь в истории России ситуация, когда за собой всех повел, и белых и красных, тот богатырь, который не случайно представлен во всей красе в самом центре картины? Вот в чем ее вопросительный смысл.

Васнецов поставил это как смысл всей русской истории. Он приковал наши взоры и надежды к центральной фигуре черного всадника. Вот на кого надо смотреть! Красные и белые уже не раз сменялись на протяжении истории, мы помним эти революции и бунты, когда люди пересаживались по много раз с красного коня на белого и наоборот. А вот кто-нибудь садился хоть раз на черного коня?

И что значит сесть как богатырь на черного коня?

Найдите ответ на этот вопрос в моей книге «Занимайся творчеством и богатей».

Михаил Андреев

4 ноября 2021 года.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *