Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Анри Руссо «Спящая цыганка», холст, масло, 200,7 х 129,5 см, 1897

Анри Руссо чаще всего писал картины с тропическими сюжетами, особенно часто на его картинках мелькали тигры, поэтому «Спящая цыганка» считалась некоторое время подделкой. Так как художник считал эту картину одной из лучших своих творений, он решил продать ее мэру своего родного города, написав ему письмо. Мэр проигнорировал эту просьбу, а «Цыганку» в итоге приобрел Даниэль-Анри Канвейлер спустя 27 лет после написания. С помощью этого письма и подтвердилось авторство картины.

Первым делом на картине мы замечаем женщину, возраст которой определить затруднительно. Цыганка спит, а снится ей что-то прекрасное. На лице застыла улыбка и не видно ни одной морщинки, которая выдала бы напряжение женщины. Она, для большего удобства, подложила одну руку под голову, а второй рукой удерживает палку. Кажется, что своеобразное «орудие» скоро выпадет из рук, так как она устала после очередного дня. Одета она в пёстрое полосатое платье длиной по щиколотки. Под женщиной виднеется просевшая от веса головы подушка такого же цвета, как и платье. Рядом лежит мандолина, с помощью которой, скорее всего, цыганка зарабатывает себе на жизнь, развлекая жителей соседних деревушек. Кувшин, который утоляет жажду, стоит в правом нижнем углу картины, чуть поодаль музыкального инструмента. Сзади цыганки стоит лев, спокойно наблюдающий за мирно спящей женщиной. Самые примечательные черты животного: поднятый прямой хвост и жёлтый глаз с расширенным зрачком.

Холст разделён на ночное звёздное небо и бескрайние пески пустыни. Однако, чуть ниже линии горизонта видно нечто похожее на воду. Этот водоём показывает границу переднего и заднего плана картины. Небо глубокого, синего цвета контрастирует с холодным светилом. В правом верхнем углу находится луна. Она представляет собой неидеальный круг с интересным рельефом, имитирующим кратеры. Лунные лучи объединяют картину в одно целое. И только звезды — свидетели произошедшего.

Сначала картина вызывает чувство безопасности. Глубокая ночь убаюкивает, а свет от луны и звезд вызывает ощущение спокойствия. Безмятежно спящая женщина, незнающая о хищнике. Застывший в статичной позе лев. Но если посмотреть на его прямой напряженный хвост и на расширенные зрачки, показывающие полную концентрацию на своей цели, становится ясно, что это лишь секундная идиллия. Мираж, как и водоём посреди пустыни на заднем плане.

 «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь наброситься на крепко спящую обессилевшую жертву».

Эту подпись к картине написал сам Анри Руссо. Лев наблюдает за жертвой, готовясь напасть на женщину. Но волшебная атмосфера заставляет его, несмотря на голод, остановиться и прочувствовать момент мимолетного объединения человека и природы. Уже через пару секунд хищник нападёт на цыганку, а она не успеет очнуться от глубокого сна и отбиться от него своей палкой. Лев, отпускающий жертву, это обман, а Руссо в своих произведениях ценит реализм. 

«Спящая цыганка» балансирует между прекрасным и ужасным. Беда, которая поджидает тебя, и ты никак не спасешься просто потому, что ты до последнего не узнаешь, что спасаться вообще было нужно. Если бы у женщины был партнер, который охранял ее, пока та спит, опасность могла бы миновать. Останься она на ночлег в деревушке, заплатив несколько из заработанных монет и цыганка прожила бы, возможно, еще долгие годы. Беспечность и уверенность в том, что ты особенный и именно с тобой ничего не случится, затуманивает разум. А героиня картины беспечна. Взять хотя бы выпавшую из расслабившейся руки палку, которой невозможно защититься от льва. Женщина держала ее только «для успокоения души». Цыганка не верила, что ее может настигнуть смерть, но у жизни, как это часто случается, были другие планы на эту ночь.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *