Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Василий Перов «Тройка», холст, масло, 123,5 х 167,5 см, 1866

При первом взгляде на картину Василия Петрова «Тройка» практически каждый чувствует мрачность, серость, холод и даже печаль. Именно такие негативные, тяжелые эмоции появляются при анализе данного холста конца девятнадцатого века. Чувства жалости и безысходности возникают далеко не случайно, ведь во время написания работы художник руководствовался не собственной фантазией, а реалиями того времени.

Реалистичная работа погружает в себя сразу же и дает недвусмысленно понять острые социальные проблемы, существовавшие в ту эпоху. Картина цепляет даже самых спокойных и с виду холодных к проблемам других людей.

Основными персонажами, с которых стоит начать, являются дети. Трое, с виду совсем маленьких ребенка, – два мальчика и кроха девочка изо всех сил тащат за собой огромный воз с увесистой бочкой сверху. Эпизод происходит в холодное зимнее время, а скорее, в лютый мороз. Художник отчетливо показал и сильную бурю навстречу детям, благодаря четким направлениям мазков, развиванию волос и одежды персонажей. Снежная вьюга хорошо показывает тяготы, уготованные столь юным, но уже таким осознанным детям. Несмотря на тяжелые погодные условия, дети одеты совсем легко. Самый высокий мальчик в центре укутан в тоненькое пальтишко и обут в дырявые ботиночки, другой идет в расстегнутой черной накидке без шарфа, а на девочке виднеется лишь тоненький платочек и на ручках отсутствуют хоть какие-то перчатки. На лицах детей передается сильная усталость и безысходность, изнеможение и грусть. Видно, что они сильно замерзли, но при этом продолжают идти вперед, потому что по-другому нельзя.

По левую сторону от тройки юных ребят вперед беззаботно бежит небольшой дворовый песик, пытаясь хоть как-то своим присутствием поддержать своих друзей. Но он не понимает всей участи, уготованной ребятам, не может осмыслить, насколько они страдают и как умудряются терпеть все лишения в жизни.

Воз, который тащат за собой дети, громоздкий и тяжелый, а помимо этого, он идет в гору, что существенно усложняет движение. На нем установлена большая замерзшая от воды бочка, прикрытая куском плетеного из сена полотна и прикрепленная к возу плотными веревками. Снизу по правую сторону от основания бочки лежит небольшая круглая емкость, которой, вероятно черпали воду и наполняли водой бочку. Можно предположить, что ребята несут домой чистую воду из ближайшего озера или речки.

Подталкивает бочку, помогая деткам в их нелегком труде, крупный мужчина, который придерживает груз сзади всеми силами. Художник отчетливо изобразил его усердие и усталость. Мужчина упирается руками и одной ногой в воз, чтобы вода не пролилась и старания были не напрасны.

Позади всех героев едва заметен другой мужчина, сидящий на коленах в сторону виднеющегося вдалеке собора, полностью отвернутого от происходящего спереди. Как будто у него уже не осталось сил, и он отбился от всех остальных, оставшись без веры в лучшее.

В каждом персонаже на картине можно увидеть тяжесть его бремени и сильную изнеможенность. Все они, по мере своих возможностей, стараются выжить в суровое зимнее время, сплотившись вместе.
Фон на холсте образует очертание городского пейзажа. Слева от основного эпизода, можно увидеть высокие стены здания, уходящие вдаль почти до центра картины с башней в конце. Справа в снежной буре можно разглядеть собор, состоящий из нескольких башен с куполами наверху, со стороны которых летят птицы навстречу персонажам.

В своей работе Василий Петров не использовал ярких, позитивных цветов. Общее настроение образуется за счет нейтральных, угрюмых, серо-коричневых оттенков. Дома на фоне персонажей позади и даже снег на земле выполнены исключительно в бежевых, слегка грязноватых тонах. Именно так художник определенно дает понять тяжесть участи ребят.

Основной социальной проблемой в работе в первую очередь является бесконтрольное вынужденное использование детского труда. Художник поднимает вопрос несправедливости жизни, показывает, как быть не должно, ведь у подрастающего поколения нельзя отбирать детство, несмотря на бытовые нужды. Именно такие работы представителей искусства помогали открыть глаза каждому на происходящее и сделать первые шаги для борьбы с актуальными проблемами того времени.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *