Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу», холст, масло, 139 х 213 см, 1889

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» обладает необъяснимой, притягательной силой, которая манит рассмотреть каждый элемент живописного полотна. Создается впечатление, что автор оставил загадку, которую каждый созерцатель раскроет по-своему, когда окунется в необыкновенное волшебство русского леса.


Центральными персонажами картины выступают фигуры животных и озаренный солнечным светом лесной бор. Огромная сосна, сломленная временем, привлекла внимание медвежат. Они с интересом передвигаются по ней под строгим присмотром мамы-медведицы. Внимание одного медвежонка переключается на звуки, которые он слышит из глубины чащи. Что он заметил – скрыто от нас, поскольку лес покрыт поволокой утреннего тумана.


Величественный лес представлен могучими соснами вперемешку с кустарником и редкими лиственными деревьями, которые из-за нехватки солнечного света выглядят тонкими и низкорослыми. Зато сосны раскинули свои лапы и манят ими путников вглубь лесной чащи. Этот лес не тронула рука человека, поскольку деревья погибают только под влиянием сил природы. Разломленные стволы, согнутые под действием ветра, падая, образуют бурелом, который тут же покрывается мхом. Лес будто дает понять, что все здесь подчиняется законам природы – строгим и непоколебимым.


Таинственность лесным краскам придает цветовая гамма картины. Преобладающие цвета темные, от буро-коричневого до зелено-пшеничного. Игра света позволяет понять, что правая сторона картины изображает восточную сторону света, поскольку солнце пробивается с этой стороны, а левая – иллюстрирует западную часть русской глубинки, где полумрак добавляет таинственность и сказочность полотну. Удивительна сила света, пробивающегося сквозь густую крону вековых деревьев. Струящиеся лучи, будто молочная дымка, опоясывают дальний фон картины, поэтому деревья там проглядываются нечеткими. Их силуэты позволяют понять, что дальше лес также густ и непроходим, как и на переднем фоне.


Бурелом с левой стороны картины Шишкиным изображен значительно темнее, поскольку сторона затемнена, и солнечный свет сюда проникает с трудом. Однако это дает возможность рассмотреть подробно широкие лапы сосен, мшистую поверхность, редкий травянистый кустарник. Сосновая хвоя уже поменяла свой цвет с ярко-зеленого на каштаново-темный, переходящий в густой коричневый с изумрудно-сероватыми вкраплениями. На солнце она еще пытается выглядеть в зелено-янтарной гамме, но в тени, в глубине леса радостные, светлые тона колких иголочек сменяются на иссиня-коричневые оттенки. Центральную сосну вывернуло с корнем, и это случилось давно, поскольку дерево уже опутала густая сеть лишайника и лесного мха. Мощная корневая система вывернута наружу и сломленная верхушка уже пожелтела, но это не умаляет силы и мощи могучего дерева – истинного хозяина русского леса.


Озорные медвежата, облюбовавшие дерево, не собираются останавливать свои игры. Несмотря на недовольство медведицы, шалунишки весело резвятся на некогда величественном лесном исполине, обдирая с него кору и скатываясь с обломленной верхушки. Наверняка медведица повела детенышей на поиск малины или других лесных ягод, а малыши заигрались в поваленных ветром следах былого лесного могущества.


Картина остается актуальной для современников. В ней таится великая сила русской души, такой же могучей, широкой и неведомой, как этот лес. Сосновый бор — напоминание, что человек будет жить в гармонии с природой, если станет вдумчивым созерцателем, а не мнимым «царем природы».

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *