Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Ремедиос Варо «Явление», холст, масло, 70 х 50 см, 1963

Картина «Явление» Ремедиоса Варо впечатляет своей таинственностью и глубоким символизмом, маня зрителя в удивительный мир, наполненный загадками и символами. Она приглашает нас заглянуть внутрь себя и попробовать раскрыть ее многозначительные смыслы.
В центре картины мы видим хорошо одетого мужчину, изящно спускающегося по парадной лестнице. Эта фигура является центральным объектом композиции, и художник мастерски передает её движения, создавая ощущение элегантности и настойчивости. Мужчина опирается на трость, его фигура направлена вперед, словно он стремится к чему-то важному. Однако, взгляд зрителя приковывает то обстоятельство, что эта мужская фигура — тень. Он становится как бы частью ночи, темной сущностью, покинувшей свое физическое тело. Эта тёмная фигура стремится к чему-то большему, пытается выйти за пределы холста.


За движущейся чёрной фигурой мужчины видна застывшая тень, прикованная к ступеням лестницы. Тень одета в костюм с галстуком, а на её голове возвышается шляпа. Эти детали подчеркивают уровень детализации в работе художника и его стремление выразить утонченность и стиль фигуры. В отличие от движущейся фигуры без лица, тень смотрит вперед широко открытыми глазами, словно она осознает что-то важное. Эта лежащая тень и есть сам человек.


Зритель невольно задается вопросом: что же произошло с этим мужчиной? Почему его физическое тело и его тень поменялись местами? Чтобы найти ответ, мы обращаем внимание на другие детали картины. В левом нижнем углу полотна в воздухе парят кирпичи, нарушая законы гравитации. В тёмном небе повисла белая дымка, создающая атмосферу невесомости и бескрайней тайны.
Над ступенями лестницы возвышается ниша, и в этой нише, в правом верхнем углу полотна, на зрителя смотрит женское лицо в красном головном уборе. Эта фигура не одинока в этом мире, созданном художником. Над судьбой мужчины парит какой-то взгляд, возможно, связанный с женской фигурой, и может быть, это женщина, которая играет ключевую роль в перевоплощении мужчины в тень и тени в мужчину.


Художник работает в очень сдержанной цветовой гамме. Серые и коричневые тона плавно перетекают друг в друга, создавая ощущение спокойствия и гармонии. Самыми яркими цветовыми акцентами полотна является красный головной убор женщины и красный галстук главного героя. Красным цветом возможно подчёркивается их связь.


Интересно, что тёмная фигура мужчины отражается на коричневой стене, и этим показывает замкнутость пространства. Но за этой стеной виднеются ветви деревьев, намекая, что там есть целый мир. И этот мир находится очень близко. Белые облака перетекают из пространства над деревьями в пространство над ступенями, связывая их воедино. Художник на одном полотне показывает несколько миров, между которыми блуждает взгляд зрителя.


Несмотря на таинственность сюжета, картина написана очень реалистично. Художник хорошо передаёт уверенными мазками текстуры одежды, архитектурных деталей и лица главных героев. Взгляд лежащей мужской фигуры поражает своей глиной. На лице читаются застывшие эмоции. Этот взгляд внутрь себя заставляет зрителя задуматься о жизни и заглянуть внутрь своей души в поисках ответов на вечные вопросы.


Картина заставляет задуматься о целостности личности. Каждый человек очень сложен и многогранен. Часто мы сами не знаем себя, не понимаем какая часть психики активна, а какая прячется в тени. Картина «Явление» демонстрирует нам три грани одного человека. Тень представляет собой бессознательное, которое хоть и скрыто, но очень активно. Голова женщины может являть собой фигуру родителя, матери, которая заботиться и опекает. Человек, который держится за ступени, может символизировать детскую часть психики. Она наиболее ранима и нуждается в любящем материнском внимании. Детская часть хочет вырваться следуя за бессознательным, но её окутал страх.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *