Автором знаменитого лирического пейзажа «Золотая осень», написанного в 1895 году, является один из самых выдающихся и самобытных художников последней трети XIX века Исаак Ильич Левитан.
На картине «Золотая осень», написанной в стиле реализма с нотками импрессионизма, запечатлен природный пейзаж по состоянию на конец сентября – первую половину октября, в пору так называемого «бабьего лета». На переднем плане расположена неширокая речка, пересекающая картину вертикально. С помощью вертикальных мазков Левитан показал движение воды. В синеватых водах реки, наполненных тишиной и спокойствием, отражается прохлада голубого неба, слегка покрытого облаками. Осенние облака светятся небесной глазурью. Легкая дымка, окутавшая небеса, создает ощущение неопределенности и переменчивости, которые присущи природе в осенний и весенний сезоны.
Центром композиции являются расположенные по обе стороны от реки молодые березки – главный символ русской природы, которые своими белеющими стволами как бы намекают на стремительное приближение зимы. На одних из них листья уже пожелтели, на других они все еще зеленеют, на некоторых листья успели обрести красноватый оттенок, а две березки, изображенные на переднем плане, и вовсе уже сбросили свою листву. Солнце, ласкающее кроны деревьев, придает полотну дополнительную жизнерадостность. Создается впечатление, что деревья наслаждаются последними солнечными лучиками.
На заднем плане, если присмотреться, можно увидеть несколько крестьянских избушек, расположенных рядом с зелеными полями с высаженными озимыми. А далее, до самой линии горизонта, простираются бескрайние пожелтевшие поля вперемешку с золотисто-желтыми и зелеными деревьями. И как тут не вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!».
Картина, на которой доминируют желтый, голубой и синий цвета, окутана благодатной тишиной, достигнутой за счёт желтовато-золотистых оттенков. Вокруг практически не видно признаков наличия человеческой цивилизации, словно люди в мгновение ока исчезли по щелчку пальцев, как в научно-фантастическом рассказе американского писателя Рэя Брэдбери «Каникулы». В связи с этим вспоминаются строки из еще одного стихотворения А. С. Пушкина: «Приветствую тебя, пустынный уголок…»
Главная идея картины, вероятно, частично заложена в ее названии. Очевидно что целью автора является демонстрация переходного периода между летом и зимой, то есть осенней поры, во всей ее красе. Для этого он выбрал идеальный временной отрезок, именуемый золотой осенью, когда наступает последнее перед зимними холодами потепление, и в то же время кроны деревьев массово окрашиваются в золотисто-желтый цвет. Лучшего мгновения идеального баланса между уходящим летом и вступающей в свои права зимой найти трудно.
Глядя на данный пейзаж, можно с уверенностью сказать, что Исааку Ильичу удалось в полной мере передать свой восторг недолговечной прелестью природы, ее прощальную красоту. Переходное состояние окружающей среды, выраженное сочетанием пожелтевших и зеленых листьев и травы, символизирует переход от одного жизненного периода к другому, что в свою очередь наталкивает на философские размышления о предназначении и жизненных этапах человека, а также о постоянной сменяемости природных явлений.
При детальном рассмотрении природы, изображенной на полотне, постепенно приходит понимание того, что настоящая истинная красота заключается в скромности и простоте. Казалось бы ничего сверхъестественного на картине не нарисовано, однако осенние деревья, трава, река, лучики солнца и небо сообща создают неповторимое ощущение теплоты и уюта, словно посиделки у горящего камина морозным вечером. Подобные лирические пейзажи учат любить природу такой какая она есть, независимо от времени года, несмотря на то, что жаркое лето осталось далеко позади. При этом не покидает ощущение скорого прихода зимней поры с ее холодами и снегами, что заставляет еще больше ценить столь быстротечное состояние природы как золотая осень.
Добавить комментарий