Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Художник Viktor Zhmak

Сколько часов в день должен работать человек? Сколько часов спать? Сколько отдыхать? Осознаем ли мы ценность одного часа? Ценим ли мы время, которое проводим во сне, в размышлении, в бодрствовании? Почему нам дано именно 24 часа в сутки? Как этими часами правильно распорядиться? Посвятить ли их рутине, работе или любимому занятию? И что такое смена деятельности? И сколько часов в день требуется уделять творчеству?

Четыре времени суток и три рода деятельности

Разделить сутки можно двумя способами. Естественный способ — на четыре части: ночь, утро, день и вечер. Летом, на природе, в деревне мы именно так представляем наше время и подстраиваемся под это деление. День отличается по ощущению от утра, вечернее время от дневного, ночное от вечернего. Это внешнее деление, при котором каждая часть суток длится 6 часов

Зимой, в городе, при постоянной занятости мы применяем внутреннее деление. Например, восемь часов посвящаем работе, приблизительно восемь часов сну, а еще 8 часов всему остальному, что не является ни сном, ни работой. Иногда эту третью часть называют отдыхом, что конечно неправильно, потому что в эти часы мы тоже многое делаем, но часто сменяем свою деятельность, чтобы не уставать: принимаем пищу, работаем по хозяйству, отдаемся любимому занятию. Если в течении одного часа не происходит смена деятельности, то мы устаем.

Усталость — это то, что подвигает сменить деятельность или даже перейти в другое состояние сознания, в сон. Проходит час, и человек уже ищет новое занятие, если он конечно не на работе. На работе же он устраивает так называемые перекуры, во сне переворачивается на другой бок. Имеет ли это значение для человеческого здоровья?

Бодрствование, пробуждение, сон

Да, часовой ритм имеет огромное значение для каждого из трех состояний, в которых мы пребываем в течении суток. Вот эти три состояния:

  1. Сон. Почти бессознательное состояние, длящееся в зависимости от возраста человека приблизительно 8 часов, примерно третью часть суток. Работаем ли мы во время сна? Конечно, работаем! Это самое творческое время. Во время сна наш полуночный гений ткет такие сновидения! Или не ткет. Деятельность во сне тоже очень разнообразная. Можно спать, ничего не осознавая, можно видеть сновидения, можно участвовать в этих сновидениях своей волей, можно получать откровения во время сна. Каждая деятельность длится примерно один час.
  2. Бодрствование — это когда мы концентрируемся на работе, точнее, учимся фокусироваться на чем-то одном, не поддаваясь естественному желанию сменить через час свою деятельность. Во время бодрствования мы больше управляем своим сознанием, заставляем его решать задачи. Делаем не то, что развлекает, а то что надо. Что значит «надо»? Это значит, что наше «Я» — этот недремлющий работодатель — посылает нам свои импульсы, подкидывает различные задания, которые мы должны отработать. Надо — это наше истинное «Я». И это господство истинного «Я» над телом и душой может длиться до восьми-десяти часов. Стремление сократить рабочее время ( как это полагается по закону или из соображения «заботы» о здоровье) приводит лишь к тому, что мы не научаемся правильной концентрации и не развиваем волю. Потому что естественным образом мы можем концентрироваться на одной вещи не более пяти минут. Это значительно меньше одного часа! Чтобы развить волю, надо тренироваться работать как можно больше, сохраняя бодрственное состояние и не отвлекаясь.
  3. Пробуждение. Оно может быть утром, а также вечером. Это время, когда мы находимся в состоянии полусна, хотя думаем, что мыслим так же отчетливо, как во время работы и бодрствования. Во время этого дремлющего состояния наши мысли текут, и мы переходим от одного дела к другому, не напрягая себя. Если бы мы могли при этом использовать свою способность бодрствовать, которую тренируем на работе, то достигли бы невероятной продуктивности. Но мы этого обычно не делаем, типа отдыхаем от напряжения. Сознанием тогда управляет наше обычное эгоистичное «я», которому нравится, чтобы жизнь развивалась как в кино. Хотя бытовая необходимость в эти часы подстегивает нас переключать «видео» с одного на другое, пробуждаться.

Значение смены деятельности

Человек — это существо, которое в отличие от муравьев сменяет свою деятельность примерно через час. Мы не можем больше часа заниматься одним и тем же, даже если мы спим. И если по работе человек должен в течении восьми часов выполнять однообразное машинное действие — это плохо для здоровья. Он усваивает тогда одну функцию, превращается в однобоко развитое животное.

Поэтому есть такое правило — через час необходимо сменить характер деятельности.

На работе, когда мы концентрируемся на чем-то одном, на самом деле сменяются стадии деятельности. Например, мы подготавливаем рабочее место, начинаем что-то новое или доделываем начатое, подводим итоги и т.д. Цель смены деятельности — делая разное, получать максимум результата в одном. Скорость и концентрация — вот закон успеха. Едем по одной дороге, но быстро переключаем передачи, не зацикливаемся, не ковыряемся в мелочах.

Во время сна надо научиться пробуждаться, чтобы осознать, что там со мной происходило, в чем я участвовал. Чем чаще мы просыпаемся, отдавая себе отчет о пережитом во сне, тем лучше потом для нашего бодрственного состояния. Надо привыкнуть к тому, что во время сна тоже происходит работа, тоже сменяются стадии и деятельности, как и во время активного бодрствования. Только работаем тогда не мы, а над нами работают. И это есть то, что принято называть творчеством.

Во время пробуждения — то есть, утром и вечером — мы попеременно пробуждаемся то к творчеству, как во сне, то к ответственности (надо), как на работе. В это время мы одновременно работаем и творим. Причем делаем это из собственной свободы. Никто нас не заставляет рано утром или поздно вечером включаться в работу, равно как никто не заставляет оставить бытовые дела и заняться творчеством.

Деление суток по правилу Парето

Теперь мы подготовили себя, чтобы узнать самый мощный секрет.

Правило Парето гласит, что 20% усилий дают 80% результата, остальные 80% усилий дают лишь 20% результата.

Применим это к рабочему дню, который длится, например, 5 часов. Человек 5 часов направляет свои усилия на одно и то же. Но среди этих пяти часов есть один час, за который он успевает сделать 80 % всей работы. То есть, его дух (воля) в это время работает в 16 раз более продуктивно, чем в остальное время. И это закон.

Если с вами на работе этого не происходит, значит, вы просто неправильно работаете, значит, не делаете необходимых усилий и попросту теряете свое время. Сторож, охранник — тому пример, трудно ожидать, что человек на такой работе за один час выдаст потрясающий результат, потому что он ничего не делает. Его работа, на самом деле, длится не 8 часов, а полчаса или меньше того. И так бывает у большинства людей.

Если же вы полноценно работаете 5 часов (например, пишете книгу), то один час из них вы будете работать в 16 раз более творчески и сделаете за этот час 80% всей работы.

Понимаете теперь, почему надо работать как минимум 8 часов?

Потому что есть гарантия, что работая головой и руками положенные 8 часов, вы в какой-то момент выйдете на свою высшую производительность и будете находиться в этом творческом потоке примерно один час. Причем, прилагая те же усилия. Больше часа находиться в этом потоке невозможно, так как организм требует сменить характер деятельности. А меньше часа — это неинтересно, так как в этом случае вы не используете по полной свой творческий потенциал.

Так, если вы концентрируетесь на работе всего четыре часа в день (два из них так и так потеряете), то по закону Парето получите 24 минуты творческого времени. Ну, и что вы успеете за эти 24 минуты?

Люди этого не понимают. Они не придают значения слову «усилие». Они думают, что можно целый день отдыхать, а потом вдруг нахлынет чудовищное вдохновение и ты напишешь картину. Нет, не нахлынет! Никакое вдохновение, никакой творческий импульс не приходит просто так, но как следствие предшествующей «непродуктивной» работы. И ее надо полюбить и выполнять с усилием.

Как говорил Лев Толстой, «Царство небесное» дается усилием".

В книге «Занимайся творчеством и богатей» я говорю об этом как о главном секрете творчества. К сожалению многие художники не понимают, о чем речь. Они не подозревают, что их обычная, физическая, хозяйственная и нетворческая с виду работа как-то связана с их творческими открытиями. Смысл этой «нетворческой» работы — аккумулировать усилия. Цитирую сам себя:

Работа, которая делается недостаточно быстро, не дает результата.

Работа, которая не требует усилий, бесполезна для твоего творческого развития

Сколько можно сделать за один час

На самом деле, всё великое, что вы когда-то создали, было сделано за один час. Все ваши результаты обязаны тому самому часу, который вы выкроили по правилу Парето благодаря массе прочих нетворческих усилий.

Давайте применим это правило дважды. Если 20% усилий дают 80 % результата, то тогда 4% усилий должны дать 64% результата. Четыре процента от ста — это одна двадцать пятая всего рабочего времени. И за эту одну двадцать пятую времени мы делаем работу, которая по своему результату в 64/36 раз больше. Получается, что мы работаем тогда в 24*64/36 раз — приблизительно в 40 раз — продуктивнее.

И сколько надо работать, чтобы получить этот супер-творческий час? Получается, что 25 часов. Словом, если мы умеем работать 25 часов в сутки, то есть, быть всё это время в максимально деятельном пробужденном состоянии, то можем выдавать гениальные результаты, творить шедевры. Знакомо вам это? Наши гениальность зависит от того, сколько времени мы можем непрерывно отдаваться работе. То есть, нужно работать даже во сне.

Откуда взять время для творчества

Причем здесь талант! Все вокруг спрашивают, где мне взять время для творчества? Где найти несколько часов, чтобы, работая на своей обычной работе, занимаясь обычным бизнесом или хозяйством, создавать картины, сочинять стихи, пьесы, музыку, писать книги?

На самом деле, не надо много времени — нужен всего один час! Вопрос, как его получить?

Есть три пути. Во всех трех действует один и тот же механизм.

Первый и самый понятный путь — это использовать свое свободное от работы утреннее и вечернее время, которое мы назвали временем пробуждения. Но чтобы получить здесь один творческий час, мы опять же как минимум пять часов должны проработать, чтобы достигнуть на пике нужной производительности. Можем ли мы оторвать пять часов от своего свободного времени? Семья, хозяйство, разъезды... Очевидно, это удастся далеко не всем. Да, и результаты будут не ахти какие гениальные.

Второй путь — это использовать свое рабочее время. То есть, максимально отдаваться своей основной работе, хоть она непосредственно и не связана с вашим творчеством, подойти к ней творчески — и тогда, вы увидите, что жизнь поднесет вам вдохновенные часы, когда вы и стихи напишите, и книги, и картины. Надо только позаботиться, чтобы были условия и материалы. И тогда, как ни странно, останется время и на хозяйство, и на семью, потому что это тоже ваша работа, которая позволяет аккумулировать усилия для творчества.

Третий путь — это использовать свое ночное время. То есть, быть во время сна максимально творческим и пробужденным, больше действовать во сне, запоминая все, что вы там переживали. Для этого, конечно, нужна соответствующая подготовка. И тогда, если вставать на час раньше, то можно использовать этот час для творчества, не нарушая привычного распорядка дня. Например, записать свой сон.

В книге «Занимайся творчеством и богатей» описывается еще и четвертый путь — но он для продвинутых художников, у которых уже есть команда учеников и сотрудников.

Звездный час

Тот секрет, что мы за один час способны сделать то, чего не смогли сделать за все предыдущие часы и дни, подводит нас к мысли, что вся жизнь есть творчество. И что есть тот самый звездный час, который мы прожили по-настоящему креативно, когда нам внутри ничего не мешало и не сковывало нашей свободы, когда мы полностью отдались любви, красоте и добру, и когда ситуация вдохновляла нас на самые великие подвиги. Час полного удовлетворения жизнью, когда сбывается мечта.

Вспомните в качестве упражнения прошедший день. Какой час в этом прожитом дне был самым плодотворным, самым насыщенным? Вспомните прошедший месяц, прошедший год. Везде можно найти один единственный час, когда мы были на высоте и смотрели на себя с радостью и восхищением. Вы, конечно, скажете:

Всегда бы так! Что же это за жизнь такая худая, если только один час в году можно радоваться жизни? Это ужасно мало!

Однако, это бесконечно много! Мы, люди, так устроены, что для сотворения чуда нам дается всего лишь один час. Оставшееся время — это как подготовка или как неудачные попытки: не то, не так, или хочется чего-то большего. Сознание того, что вся твоя жизнь умещается в один избранный час, во время которого в тебе проснулся Творец — это ли не есть счастье? Это ли не есть высота?

Помните, как по рассказу Евангелия, Иисус взошел на гору, преломил хлебы и накормил ими пять тысяч человек? Да, это есть настоящее творчество, которому однако предшествовала большая работа и подготовка и которое сконцентрировалось потом в пределах одного часа, когда Он совершил чудо. Нельзя думать, что Бог может совершать чудеса когда угодно и в каких угодно количествах. Ибо так устроена жизнь, что человеку дается только один час!

Каждый может вспомнить свой звездный час, когда через него совершалось чудо. В этом и есть смысл человеческой жизни. Потому что наша жизнедеятельность все время меняется с частотой примерно в один час. И счастье — если на протяжении всех этих бесчисленных смен ситуации ты наконец нашел свой миг, который длиною в один час, когда ОНО совершилось. И несчастье, если ты его не нашел и считаешь, что время, отведенное нам для жизни, однородно серое и не имеет никаких возвышений.

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: Значение одного часа в жизни человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *