Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Илья Репин «Портрет хирурга Н.И.Пирогова», х.м., 53 х 64 см, 1881

Глядя на живописный, графический или скульптурный портрет, мы знакомимся с изображением человека, представляя его себе таким, каким увидел его художник. И правомерен вопрос — правдиво ли это изображение?

Правдивость портрета

Но правдивость портрета можно понимать по-разному. Можно (и это будет самый верхний слой восприятия портрета) — как внешнюю похожесть изображения на натуру. Можно — как внутреннее сходство, то есть адекватность психофизиологических характеристик оригинала и человека на портрете.

Портретное сходство

С одной стороны, портрет есть явление чисто художественное и в этом качестве может быть оценен: допустим разговор о колористических, композиционных и прочих удачах или неудачах автора.

С другой стороны, только такая оценка будет неполной, так как специфическое содержание портрета требует при определении его достоинств мысленного соотнесения образа с оригиналом. И здесь перед нами встает проблема портретного сходства.

Глаза — зеркало души

Содержание личности так или иначе выражено в облике, и искание «главной идеи», являющееся целью и смыслом любого портрета, обычно не позволяет пренебречь натурой. Изменившееся лицо означает изменения в характере — для большинства портретистов это утверждение имеет непреложный смысл. Затертая фраза «Глаза — зеркало души» в процессе работы над портретом нередко становится аксиомой. Художник стремится воплотить на полотне свои представления о модели, не исказив ее внешнего облика.

Сходство в фотографии

Но сходство в хорошем портрете — не то же самое, что сходство в фотографии. В портрете модель преобразуется, то есть строится образ, так или иначе отвечающий оригиналу, но не повторяющий буквально его внешние черты.

Идеализация

Преображение натуры вовсе не обязательно чревато идеализацией. Можно сравнить по этому поводу репинский портрет хирурга Н, И. Пирогова с портретом академика С. А. Чаплыгина, созданным И. Э. Грабарем. В обоих случаях модель не отличалась внешним благообразием. Репин строит композицию портрета таким образом, что глаз Пирогова, пораженный болезнью, оказывается в густой тени, а красота старческой кожи, оставаясь видимой, тем не менее скрадывается резким световым ударом. Аетиэстетические дефекты облики не нужны для концепции борца — энергичного, жизнедеятельного, упрямого.

Концепция образа

Всё работает на эту концепцию — монолитный объем фигуры, горячий, напряженный колорит, сочность и порывистость живописной фактуры. Репин отказывается от изображения профессиональных атрибутов — модель привлекательна для него своим общественным темпераментом, духовной несгибаемостью. Видимые под этим знаком конкретно-бытовые черты характера — желчность, неуживчивость, резкость проявлений — читаются в высоком контексте и теряют свою оценочную непривлекательность. Так Репин строит концепцию образа — не скрывая деталей, но размещая их в разумной иерархической системе, подчиняя второстепенное главному.

Игорь Грабарь Портрет академика С.А.Чаплыгина, х.м., 100 х 79 см, 1935

Как модель переходит в образ

Рядом с портретом Пирогова портрет Чаплыгина кажется сделанным совершенно непреднамеренно — случайная композиция, естественная поза, сморщенное в разговорной сиюминутной мимике лицо. В подобной непреднамеренности есть свой расчет — так утверждается демократизм модели, простота и отсутствие академической «важности».

Если Репин, прозревая в своей непокладистой, непослушной модели социально значимый тип, обобщал и располагал реальность в соответствии со своим объективным представлением, производил некий синтез, то Грабарь в самой натуре видит законченный, ходом самой действительности завершенный облик героя эпохи.

Вся обобщающая работа по преобразованию модели в образ, кажется, произошла вне рамок творческого процесса, до него, и задача живописца — бережно перенести в художественную форму готовый образ, равный модели.

Идея личности

Утверждение равенства образа и модели и упрощенное понимание сходства в портрете не обязательно является результатом сознательной ориентации на документальную точность — это может быть и «добродетелью из необходимости».

Цель создания портретного образа — обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Но для того чтобы поставить перед собой такую задачу, портретист должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его как художника, в чем-то может быть равную себе, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению этой именно модели.

Галина Ельшевская

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *