Я хотел бы показать пример, как выполняется упражнение, о котором я говорил в статье «Упражнение для мышления, данное Рудольфом Штайнером». Дело в том, что приступить к книге «Занимайся творчеством и богатей», так чтобы вам от нее действительно был толк и не оказалась невозможной та цель, которая в ней поставлена, можно только после таких упражнений. Кто не упражняет свое мышление, не воспитывает его, тот не будет богат, даже если его творческая энергия брызжет через край. Сейчас объясню, почему.
1. Дадим себе пространство и время для творчества
При всем желании вы не сможете дать себе пространство и время для творчества, пока ум, то есть ваше мышление, занимает всё. Оно, это прыткое на ассоциации и догадки мышление, будет глушить все творческие побеги подобно тому, как сорняки и кустарники глушат молодые деревца. Дуб — это особый вид лиственных деревьев, обладающий врожденной силой отвоевывать себе пространство. Посмотрите на картину! Дуб — это старый воин. Правда, молодой дубок очень легко заглушить.
Станьте как дуб! Крепко вцепитесь корнями в почву!
Когда, выполняя упражнение, вы берете какое-нибудь понятие — например, старый — то вы разделяетесь надвое: 1) на человека, который думает и находит связи понятия «старый» с другими понятиями, и 2) на второго творческого человека, который контролирует мышление первого. Однако этот второй человек пока еще мал, он может легко затеряться в зарослях мышления, которое отвлекает его своими мыслями и стремится превратить юного творца в исполнителя — и тогда прощай творчество.
Мы дадим себе время тем, что отведём пять минут для упражнения — заставим первого и второго потрудиться в течении пяти минут — и внутри этого временного промежутка раздвинем второму его внутреннее пространство с помощью уже имеющейся у нас творческой силы так же, как дуб своими боковыми ветвями раздвигает свои границы.
А может вообще убрать мышление, чтоб не мешало «медитировать»?
Часто для медитаций рекомендуют подавлять мышление, чтобы не думать во время упражнения вообще, а только представлять себе некий старый дуб или что-то старое. Но это неправильно! Мышление надо усилить, поставив для него четкую задачу, чтобы оно усиленно над ней работало, а самому в это время стать вторым человеком, наблюдающим, как оно это делает. Только таким образом мы начнем замечать в себе присутствие второго, то есть, истинного Творца и Воспитателя. И с каждым разом этот Воспитатель и Творец будет становиться всё сильнее.
Если же полностью убрать мышление (то есть, срубить стоящую рядом ольху, якобы она мешает нашему дубу расти), то мы лишим себя возможности развивать творческую силу. Наше творческое «Я» навсегда останется маленьким, потому что ему некого будет воспитывать и поправлять. Не накачав в течении месяцев свою творческую силу (внутреннюю силу или личную силу Воспитателя), мы не сможем приступить к обозначенной в книге задаче, выполнение которой ведет творческого человека к его цели.
Переходим от понимания цели к пониманию методики воспитания.
2. Напомним себе, в чем состоит упражнение
Вот оно, взятое из текста источника:
Первое условие заключается в усвоении совершенно ясного мышления.
Для этой цели надо освободить себя от игры блуждающих мыслей, хотя бы на небольшое время среди дня, около пяти минут (чем больше, тем лучше). Надо стать господином своего мыслительного мира. Человек не является господином, если от внешних обстоятельств, профессии, какой-либо традиции, общественного положения, даже от принадлежности к определенной народности, от времени дня или от выполнения тех или иных функций и т. д. зависит и то, что он имеет какую-либо мысль, и то, как он ее развивает. Надо, следовательно, в вышеозначенное время совершенно свободной волей очистить место в душе от обыденного, повседневного течения мыслей и по собственной инициативе поставить себе какую-либо мысль в средоточие души.
Не следует думать, что это должна быть выдающаяся или особо интересная мысль; то, что должно быть достигнуто в оккультном отношении, достигается даже лучше, если сначала стараться избрать как можно более неинтересную и незначительную мысль. Благодаря этому больше возбуждается самостоятельная способность мышления, что и требуется, тогда как мысль, представляющая интерес, сама движет мышление. Лучше если это упражнение в контроле мыслей проделывается с мыслью о булавке, чем с мыслью о Наполеоне Великом.
Человек говорит себе: «Я исхожу теперь из этой мысли и по собственной внутренней инициативе присоединяю к ней все, что фактически может быть с ней связано». При этом в конце данного отрезка времени мысль должна столь же красочно и живо предстоять душе, как и в начале.
Это упражнение делают изо дня в день, по крайней мере, в течение месяца; можно каждый день брать новую мысль, а можно также придерживаться одной мысли в течение нескольких дней. В конце такого упражнения попытайтесь полностью осознать внутреннее чувство твердости и уверенности, которые при чуткой внимательности можно будет вскоре заметить в собственной душе, и тогда заканчивайте упражнение тем, что помыслите о своей голове и о середине спины (о головном и спинном мозге) таким образом, как если бы вы хотели влить упомянутое чувство в эту часть тела
3. Начинаем работать с понятием «старый», перебирая в уме все связи и смыслы
Как я впервые познакомился с понятием старый. Это было еще в далеком детстве, я еще не понимал, почему дедушка старый, а папа нет. Я многократно подходил к нему и спрашивал: Папа, ты старый? за что иногда получал по попе. Я путал старый и старость с другими качествами, такими как: большой, хороший, добрый или, наоборот, плохой, злой. Хорошо это или плохо быть старым? Почему-то никто из взрослых не мог дать ответа на мой вполне законный вопрос!
До меня не доходило, что старый как-то связано со временем, с количеством прожитых лет. Мне уже четыре годика: Ну, теперь-то я старый? Оказывается еще нет, потому что нет очевидных признаков старости — наличия бороды и морщин.
Потом я заметил, что старыми могут быть не только люди, но и вещи. И даже без явных признаков старости. Надо было научиться каким-то образом отличать старые сапоги от новых, старый дом от нового и т.д. Оказывается, вещь может стать в одно мгновение стать старой только потому, что рядом с ней появилась другая вещь — новая. И мне приходилось долго разбираться, какая из них какая, и я опять доставал родителей своими вопросами: Этот стол старый? Нет! Значит, он новый? И опять, нет! Почему же люди награждают одни вещи эпитетом старый: старый фильм, старое фото, старая версия, старый телефон, а другие вещи нет?
Я узнал, что моя сестра, оказывается, старше меня, то есть, более старая! Но почему-то родители запрещали мне называть ее старухой! Хотя сам папа иногда называл дядю: старик! И вот новая идея: выяснить, кто же в доме самый старый.
Однажды я понял, что старый как-то связано с возрастом вещи. Старый дуб, старый человек и т.д. Сначала он был молодой, как и я, потом стал пожилой, а потом старый, незадолго перед смертью. Старыми становятся объективно и принудительно, независимо от своего желания стареть или не стареть. И снова мучительные вопросы: А наш кот пожилой или старый?
Взрослые люди больше не задумываются, когда им надо назвать что-то старым. Им ничего не стоит сказать Старый Новый Год, а меня это бесит! Он новый, наконец, или старый? Или старый город. Почему-то старым является не весь город, а только его часть. Или старую сим-карту заменили на новую, а сам телефон остался при этом как был. Старый автомобиль починили и он, вдруг, поехал как новый. Дедушка, а тебя тоже можно отремонтировать и ты будешь молодым? Нет!
Старую вещь трудно продать, значит нужно продавать себя, когда ты еще молодой! Потому что старые вещи никуда не годятся и почти ничего не стоят. Почему же тогда предметы старины, например, старые картины, старинные часы, старые, вышедшие их употребления монеты стоят так дорого?
Итак, когда-то я буду старым, и прежнего меня уже не вернешь. и неизвестно, буду ли я нужен своим молодым потомкам. Странно, что все люди были когда-то молодыми... в те старые времена. Опять парадокс: время старое, советское, а все люди еще молодые, даже те, которые умерли. Когда-то, в старые времена, они не думали, что состарятся и умрут. Получается, только время со временем молодеет? А люди и вещи становятся старыми безвозвратно?
Интересно, есть ли что-нибудь на свете, что никогда не стареет? Например, мир, он стареет или нет? Конечно, стареет, потому что говорят: старо как мир! Может быть, только Я не старею, видящий, что все вокруг меня так или иначе устаревает? Только Я не старею, знающий, что всё другое стареет.
Вот такой мыслительный экскурс, который можно еще и еще расширять, ясно удерживая эти понятийные связи в своем сознании. Вы, конечно, не должны повторять в точности мой пример, даже если работаете с тем же понятием «старый». Ваш внутренний Творец должен на таких упражнениях научиться работать самостоятельно, и тогда вы накопите необходимую для дальнейшей жизни внутреннюю силу.
Добавить комментарий