Это показательный пример в соответствии с обучающей методикой «Как делать описания к картинам художников». Описание картины разделено для наглядности на четыре условные фазы.
Фаза № 1. Общие слова
Корейский художник Тэйл Ким представляет свой новый «макет» (обнаженную женскую фигуру), что на европейский манер обычно называют словом «акт», по-русски «обнаженная натура». Макет назван ограниченный (Constraint) предположительно потому, что девушка на картине обнажена не полностью. Номер на картине указывает, что живописных и графических экспериментов с женской фигурой у художника достаточно много. Ознакомиться с его уникальным творчеством можно на его странице в фейсбук https://www.facebook.com/COCOAZOO.
Фаза № 2. Детальное описание картины
Как мы видим, художник отходит от традиционного, классического представления, в котором фигура женщины изображается, как правило, лежащей, полулежащей, сидящей, но не стоящей во весь рост, как здесь. Прямостоящая фигура разделяет пространство картины на две части: левое пространство — за ней, правое — перед ней, хотя сама девушка показана со стороны груди, не в профиль, а лицом к нам. Правда, левая грудь очерчивает выпуклую линию тела, четко отделяя более темный силуэт обнаженной от светлого пространства впереди.
Эффект движения
Обращает на себя внимание, что в правой части картины фактически ничего нет, то есть, ничто не препятствует фигуре идти — полная свобода. И она действительно кажется идущей, хотя ног не видно, однако ясно, что женщина мощно движется вперед, слегка склонив голову под занесенной вверх левой рукой. Эффект движения усиливают два красочных шлейфа, тянущихся в левую часть картины, за спину: первый над головой, уходящий в более темное пространство неба; второй — в виде темно-фиолетового полотна, скрывающего нижнюю часть тела обнаженной.
Эффект свободы
Собственно, обнажена только средняя часть тела, изображенная достаточно крупными мазками на совершенно белом фоне. Таким приемом художник передает свободу современной женщины в области выражения чувств — потому что обнаженная грудь олицетворяет область чувств. Голова девушки, как и полагается в данном живописном жанре, должна быть по-возможности скрыта, и она искусно прячется художником в тень. Черты лица почти не видны, зато отчетливо видны развевающиеся в свободном движении черные волосы с включениями других разнообразных цветов. Нижняя часть тела (интимная и волевая) вообще спрятана под покрывалом, которое женщина вдобавок подтягивает правой рукой наверх.
Вертикаль и горизонталь
Вертикаль, как ни странно, мы находим именно в этом покрывале, в ниспадающих складках. Значение этого — что женщина прямо и независимо держится в интимной сфере, это не распущенность. И если бы художник не закрыл фигуру ниже бедер вертикальными складками, то картина потеряла бы большую часть своей силы, достигнутой благодаря такой открытости и откровенности в области груди. А горизонталь (влечение, воля) находится в верхней части в виде согнутой в локте левой руки. Так, органично образуется крест — признак совершенства человеческой души.
Фаза № 3. Собственная идея автора статьи
Почему художник задумал обнажить женщину только в в средней части тела?
Посмотрим на то, чем заняты руки девушки (вечная проблема — куда их девать!). Если вы припомните картины старых художников, то эти руки, как правило, делают или привлекающий, или отстраняющий жест, часто направленный на то, чтобы прикрыть интимные части тела. Или они просто отдыхают. Здесь же другая ситуация, обе руки задействованы, левая вытянута вверх, правая — вниз, и таким образом они делают почти эвритмический жест «и» — жест самоутверждения между небом и землей. Жест «Я».
Но к этому самоутверждению добавляется то, что обе руки согнуты и каждая что-то держит в своей цветовой области. Причем левая рука хочет сорвать сдерживающий ее движение мыслительный шлейф — швырнуть его перед собой вниз. Она рвет старые мыслительные представления. Это творческий прорыв — тот всеобщий творческий прорыв, о котором я говорю в своей книге «Занимайся творчеством и богатей». Новая роль женщины заключается в том, что она является носителем этого великого прорыва. Ее современная задача не соблазнять мужчину к продолжению рода, но воздействовать на сферу чувств своей красотой (свободная грудь), вдохновлять.
То есть, на первое место выступает задача духовного наполнения человека. На картине изображена фигура, которая духовно нас наполняет, вместо того чтобы соблазнять своей обнаженностью. И примечательно, что согнутые в локте руки как бы образуют свастику. Это значит, что женщина счастлива в этой своей новой роли вдохновительницы к творчеству.
Фаза № 4. Оценка творчества художника
По моему мнению художник гениально справился с архи трудной задачей — изображением на картине вертикально стоящей фигуры обнаженной женщины. Художник всегда испытывает желание эту фигуру как-то положить — так он старается избежать элементов пошлости, связанной с навязчивой демонстрацией голого тела.
Конечно, художники по-всякому изображают своих натурщиц, и наклоняющимися, и бегущими, и стоящими, если преследуют цель показать только тело. Трудность сразу возникает, если вы хотите показать не тело, и даже не душу, а дух. Понятно, что дух, с одной стороны, не может быть одет в тряпки, а с другой стороны, он не может сидеть или полулежать. Речь идет о человеческом духе, а не о каком-то витающем в облаках ангеле. И вот как этого человеческого творца, вдохновителя, лидера изобразить — это большая задача для современных художников.
Я очень рад, что нашел на просторах интернета этого художника и желаю ему дальнейших успехов в поиске новых форм изображения духа. Поразительно, как его идея удивительным образом перекликается с идеей моей книги! Нам всем очень нужны такие наполняющие душу картины!
© Михаил Андреев, 2021
12-метровая фигура с нечеткими контурами типа конструктора лего похожа на мужчину, который совершает половой акт с четвероногим созданьем. Скульптуру под названием Domestikator ( Одомашниватель ) планировали выставить в саду Тюильри в рамках ежегодной Международной ярмарки современного искусства. (Впоследствии произведение согласился выставить Центр Помпиду).
Красота человеческого тела воспевалась живописцами на протяжении всей истории человечества. В течение веков менялись представления о женской красоте, но обнаженные натуры, созданные мастерами живописи, вызывают восхищение, независимо от времени их создания и принадлежности к какому-либо течению. Именно в этом жанре проявляется талант художника и его умение создать запоминающийся и вызывающий эстетическое и нравственное наслаждение образ.