Когда мы говорим о развитии чувств через живопись и другие искусства в вальдорфской системе воспитания, то под этим подразумевается не посещение музеев, а уроки на которых школьники самостоятельно создают свои собственные произведения. Мало любоваться на чьи-то картины или смотреть, как делают другие — это почти ничего не дает для развития чувства цвета, чувства композиции, чувства линии и т.д. — надо пробовать самому, и тогда эти упражнения входят в привычку во взрослом возрасте. Человек вдруг раскрывается в каком-либо деле и начинает расти, достигая поразительных вершин.
В качестве примера взгляните на эту картину Ричарда Кларемонта из Австралии, Сидней, Новый Южный Уэльс. Не правда ли, здорово!
Ричард — выпускник вальдорфской школы, и наверное, именно таким образом он получил художественное образование, усвоив там основные живописные приемы. Это не значит, что он единственный из вальдорфских выпускников, кто стал художником — примеров можно найти множество — просто Ричард пишет о себе на своей странице в Facebook и почти каждый день выставляет свежие, только что созданные им картины с австралийскими пейзажами.
Художнику уже немало лет, но заниматься живописным творчеством он начал сравнительно недавно, просто решил, а почему бы не попробовать — и стал одним из самых заметных художников в мире. Его искусство очень простое — он пишет пейзажи: морские, городские, деревенские и т.д. Пишет масляными красками на просто фанере, крупными мазками, не скупится на яркие краски. Каждый день он выезжает на природу со своим этюдником и делает одну картину — наверное, соблюдать такой ежедневный ритм, устраивать себе длительную эпоху живописи это у него от вальдорфской школы. Его так научили, что через каждодневную концентрацию, через ритм достигается великое.
Что происходит с человеком, который начинает заниматься живописью и делает это так же ритмично и ежедневно, как Ричард Кларемонт?
- Развивается чувство цвета. Все твои картины становятся такими, что на них приятно смотреть. Яркие и порой даже экзотические цвета хорошо гармонируют с друг другом. Это достигается не сразу, но в один прекрасный день ты замечаешь, что стал уверенно пользоваться красками и уже не боишься неосторожным мазком испортить картину. Наоборот, от твоего прикосновения она становится все лучше и лучше.
- Развивается не только чувство цвета, но и чувство зрения. Ты начинаешь видеть мир в более ярких красках и различать множество цветовых оттенков, между которыми раньше не делал отличия. Глаза становятся внимательными к выбору объекта, ты видишь теперь красоту даже в простых объектах, где ее не видят другие.
- Укрепляется воля. Каждый день выходить на морской берег вне зависимости от погодных условий и быстро создавать красками живописный этюд — это, фактически, одно из эзотерических упражнений, которые Рудольф Штайнер рекомендовал для развития воли. Душа становится сильной, и ты можешь достигнуть чего угодно не только в живописи, но и в любой другой сфере, если захочешь.
- Вырабатывается энергия, которая необходима для всех остальных дел в течении дня. После того как ты закончил картину и имеешь перед собой то, что ты сделал своими руками за полчаса — видишь это оранжевое небо, этот необычный ракурс и колорит — сообщается такой заряд силы и бодрости, что можно горы свернуть.
- Ты становишься заметной личностью, твое творчество начинает притягивать к тебе людей, как магнитом. Очередную свою картину можно выложить на стену в социальной сети, и многочисленные друзья ставят лайки и восторгаются твоим мастерством. Очень простой способ стать известным. И действительно через какое-то время мир начинает о тебе говорить.
О роли развития чувств
Могут сказать: ну, он родился таким талантливым с наклонностью к живописному творчеству. Конечно, каждый рождается со своим талантом, однако мало кто его реализует. Важно здесь то, что человек получил привычку в вальдорфской школе к такому действию: пробовать и совершенствовать свое мастерство, развивать свои чувства прямо-таки с нуля. В начале эти необходимые чувства у тебя еще спят, они для данного рода занятий еще не развиты, и соответственно, должен пройти какой-то период развития, после чего ты сможешь, не задумываясь, как сделать то или иное, просто водить рукой и делать, как надо.
Периоды погружения
Характерно то, что выпускники вальдорфской школы, которые проходили такие периоды погружения в творчество, спокойны за то, что у них всё получится, хотя и будет период испытаний. Именно из таких испытателей вырастают великие художники, изобретатели и предприниматели. А в обычной школе или даже в школе с художественным уклоном учат, как рисовать, как смешивать краски и т.д., но человек начинает потом применять эти знания и не понимает, почему у него не получается. Почему при всех полученных в школе профессиональных знаниях, его картины хуже, чем у других? Он пытается скрыть факт неудачи и вместо усиленного погружения через некоторое время бросает свое увлечение.
Готовность учиться у жизни
Вальдорфская школа дает ученику самое необходимое — силу, чтобы победить в жизни. Она его готовит для жизни, в которой обязательно будет такой период развития чувств, мышления, воли — то есть, она его готовит к жизненному ученичеству. По сути, когда ты совершаешь вот такие упражнения в живописи — одна картина в день — ты учишься тому, что тебе преподает жизнь. А обычные люди, которые не учились в вальдорфской школе, они больше не учатся, они думают, что все необходимые знания они получили в колледже или университете. И потому эти не столкнувшиеся с творчеством во время школьного обучения люди становятся по жизни менее успешными.
А как обстоит дело с профессиональной точки зрения? Удается ли Ричарду Кларемонту продать свои картины?
А вы как думаете? — Конечно, да. Во-первых, со временем растет твой профессионализм, твои картины увеличиваются в размере, растет также количество поклонников — они завидуют твоей творческой производительности. И вот, наконец, наступает момент, когда твои картины начинают продаваться и за ними выстраивается очередь из покупателей.
Но даже если этого и не происходит, то что плохого в таком хобби? Или лучше ходить с не развитыми чувствами? Видеть мир в бледных красках? Не замечать красоты, не слышать музыки, на радоваться своему мастерству? И при этом быть довольным тем, что ты не потратил лишних сил, не пробежал лишнего километра, не напряг себя лишним опытом, а просто так закончил жизнь, как полагается, как все, не оставив никакого творчества, никакого следа!
Заниматься тем, что развивает чувства
Трудно это или нет, начать писать такие картины — судить вам. Но дело не в том, что это надо делать, или вообще что-то надо делать, или в чем-то кому-то подражать — это будет путь в никуда. Делать надо не что-то и не как все, а то самое, что для вас важнее всего и что кроме вас не может никто. Но и вы тоже пока не можете, потому что для этого «самого-самого» у вас пока не развиты нужные чувства: вы как назло не различаете цвет, не чувствуете пропорций, не можете провести правильных линий в рисунке — и надо это признать и развивать. Если же вы не хотите развивать, то дайте, по крайней мере, такую возможность своим детям!
Добавить комментарий