Мы стремимся определить, что такое счастье, чтобы дать это в одной простой формулировке, чтобы она была как формула, позволяющая находить свое счастье также и в реальной жизни. Однако словесные формулировки (а их целое множество) дают лишь готовые ответы, и мы потом долго думаем, так это или не так в моем конкретном случае, годится ли для меня такое определение или я хочу услышать что-то другое. Нам ведь важно не ответ получить, а пережить, что такое счастье, и из этого переживания двигаться затем к тому, что идет нам навстречу в настоящий момент.
Картина — это сейчас твоя часть
Начнем с картины. Это одно из многих произведений современной французской художницы Франсуазы де Фелис «Синева ночи». Художник — он лучше всех знает ответы на животрепещущие вопросы, но только дает это в образной форме с помощью произведения искусства, в данном случае, посредством картины.
Сначала мы видим на картине то, что на ней фактически изображено — две девушки с голубками — и говорим себе: нет, это не мое, это меня никак не касается. Какие-то две отрешенные женщины на синем ночном фоне — нет, я не нахожу в них ничего для себя, что способно откликнуться в моей душе переживанием счастья. Да, всё это очень красиво, гармонично, мастерски сделано, но слишком приближено к потустороннему, слишком персонифицировано, и на первый взгляд ничего не говорит мне обо мне самой или обо мне самом.
Однако, потом, когда мы несколько раз пройдемся взглядом по плоскости картины, от одной девушки к другой, когда пересечем картину слева направо и сверху вниз, замечая все подробности и изменения цвета, то станет ясно, что она, эта картина, словно чего-то ждет от меня, какого-то моего у-частия.
Почему их две? Почему каждая держит по голубю?
Девушка или женщина, изображаемая в живописи — это всегда душа — твоя душа — но почему-то у меня, получается, две души? Та и другая, в своей беседе с голубем, вопрошают о счастье. Правая, более земная, и она как бы говорит: «Ну, когда же? Как скоро оно, наконец, придет?» А вторая, более небесная, ночная душа, словно хочет сказать: «Ах, как это прекрасно! Твоя мечта о счастье».
И теперь заметьте, что вторая, она появляется. Появляется, как следствие, появляется в ответ на призыв первой души. Что же вызывает ее появление? А вызывает ее разговор той первой души со своим голубем, ее вопрос. Первая как бы нашептывает голубку некий интимный вопрос, а вторая тотчас, через межзвездную связь, этому шепоту внемлет. И у той — второй девушки — тоже есть свой голубь, чтобы отправить ответ своей земной подруге, правда, дойдет ли он до нее, это уже другая история.
Вот так они и общаются ночью, две души. А что происходит днем?
Счастье — это быть со своей частью
Счастье расшифровывается как жизнь с частью. Та другая девушка на картине, с которой ночью ты ведешь свой диалог, это твоя часть. Однако тебе хочется, чтобы и днем твоя часть тоже была с тобой. Как это происходит?
Днем эта вторая часть является тебе более предметным образом — что показано на картине как плоды и фрукты, лежащие на табуретке за твоей спиной. Оглянись — и ты увидишь свое земное счастье — виноград, яблоки, тыква, сливы! Твоя душа наполняется. Однако ты хочешь чего-то большего! Хочешь, чтобы другая твоя часть явилась, например, в образе твоего милого. Когда он приходит к тебе, то ты поистине счастлива, тогда ты с своей частью — или, как говорят — со своей половиной.
Счастье — это быть в настоящем моменте
... и при этом, конечно, быть с частью. Посмотрите на картину, в ней нет ни переднего, ни заднего плана. Это значит — только сейчас, только настоящий момент, только соединение со своей собственностью, которую ты видишь и слышишь, как свою часть, которая проявляется через органы чувств, а не через воспоминания о прошлом или мечты о будущем.
В этой связи нельзя не вспомнить про книгу Экхарта Толле «Сила настоящего». Найти себя, свою часть, в настоящем моменте — это и есть счастье, которое нельзя упустить и нельзя путать с удовлетворением или реализацией. Можно быть удовлетворенным, но не быть счастливым, и можно быть счастливым, но не быть реализованным.
Счастье — это способность творить для своей части
Та вторая часть, которая является тебе в образе ночной девушки, она хочет здесь на земле творить. И твоя задача как творческого человека создать ей на земле некий творческий центр, где она могла бы реализовать свою творческую деятельность. Она будет приходить к тебе, как твои ученики, как сотрудники, спонсоры и почитатели.
Заниматься творчеством — это значит творить для своей части. В своей книге «Занимайся творчеством и богатей» я назвал это социальным творчеством, когда художник не просто создает произведения искусства, но творит и строит, чтобы его социальная часть тоже могла на созданной тобой основе творить и строить. Создавать основу или платформу для ее творчества — вот что сделает тебя богатым. — Об этом говорит картина, об этом твердит моя книга.
В чем ошибка творческих людей?
Они вкладываются целиком в творчество, уходят с головой в деятельность, вместо того чтобы научить свою неотъемлемую часть принципам творчества.
Характерный пример: талантливый педагог создает свою школу, где воспитывает детей в творческом предпринимательском духе, и все было бы хорошо, но он не учит своих же сотрудников, помощников и учеников тому, как он всё это делает, не учит их своей гениальности. Все его руководство направлено на то, чтобы создать расписание занятий, распределить обязанности и правильно расставить людей для исполнения воспитательного процесса, но никто не расскажет им, как ему удается сделать, чтобы дети его слушались и любили.
Если мы вернемся к картине, то эта ошибка очень ярко обозначена на ней. Первая девушка повернута вправо к своему голубку, она не видит ту, с которой она разговаривает. Ей бы только высказать ей свою боль, свои нужды, поговорить с ней о своих проблемах — и ее не осеняет догадка: предоставить второй место в мире для самостоятельного творчества. Она не отдает ей свою власть. И это поистине есть проблема! Ибо во взаимодействии первой и второй души сокрыт секрет успеха любого творческого предприятия.
Еще раз о картине
На ней, на картине, мы видим реальность, которую никто кроме художника не видит. Наши земные отношения разыгрываются так, как если бы мы эту духовную реальность полностью игнорировали.
О чем же хочет сказать картина?
Можем ли мы обойтись без духовного мира?
Да — до тех пор, пока мы не занимаемся ничем творческим. Однако, как только мы начинаем создавать что-то принципиально новое, свое, сразу появляется над нами эта «вторая девушка». Как художник почувствует, что ее нужно поместить на картину? Может быть, в голове изначально копошилась идея, что девушек должно быть две? Нет, не так — этот образ возникает спонтанно. Над первой сидящей фигурой сама собой в творческом процессе вырастает вторая прямостоящая. Можно сказать, она рождается от движения, от жеста первой, как от пены морской.
Это называется рождением в духе. Родить себя в духовном мире, откуда потом можно черпать вдохновение, жизненные силы и творческие принципы — вот задача каждого человека. Творческие принципы — это и есть то сокровище, за которым мы, люди, сейчас постоянно гоняемся, храня однако его в строгой тайне от других. Это есть то сокровенное, что делает нас богаче и сильнее как в духовном, так и в материальном плане, о чем впервые в открытом виде рассказывает современному читателю книга «Занимайся творчеством и богатей».
Михаил Андреев
27 ноября 2021 г.
Добавить комментарий