Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Илья Репин «Какой простор», холст/масло, 179 х 284 см, 1903

Символическая, импрессионистическая, фантастическая картина! И еще надо сказать: внушительных размеров. На картине изображены сын и дочь художника, шагающие по морю как по суше и довольно странно одетые для морской прогулки. Двое, он и она. Радуются друг другу, поддерживают друг друга, и так опьянены друг другом, что им, как говорится, море по колено. Что побудило Репина в 53 года написать такую необычную картину?

Тема мужчины и женщины в живописи

А ведь это самая трудная тема! Если ты великий художник, то не можешь обойти ее стороной. Начало двадцатого века суть время, когда в отношениях мужчины и женщины происходит коренной перелом, рушится старое представление о женитьбе и замужестве, теперь идет речь о партнерстве.

Перед художником задача: как это изобразить, двух партнеров? Если с портретной темой все ясно — фигура, лицо, руки — и портрет человека, написанный с натуры, уже готов, художнику осталось только одухотворить предмет проникновением в его духовную сущность — то здесь все далеко не так просто. Имеют значение и ситуация (морской пейзаж), и взаимодействие двух фигур, как они поставлены друг по отношению к другу. Данная картина — это то, как художник видит взаимоотношение полов.

Как мужчина и женщина проходят свой жизненный путь?

Вместе. Однако совершенно по-разному. Обратите внимание, как они идут по морю. Они идут вперед, глядя друг на друга. Мужчина глядит чуть поверх ее головы и, соответственно, видит и горизонт, и то, куда он идет. Женщина же смотрит ему под ноги и, соответственно, не видит, куда они идут, ее шляпка закрывает ей перспективу.

Мужчина, конечно же, ведет. В его фигуре видна страсть, он окрылен тем, что ведет с собой такую прекрасную спутницу, и он хорошо снаряжен, за его плечами развивается плащ. Он ее ведет, но не тащит, и он движется одержимо вперед, счастливый от того, что она вместе с ним и что сама стремится туда же, куда и он, хотя и не видит, куда. Несмотря на то что женщина не снаряжена для такого похода, она не боится ни ветра, ни волн, которые могут промочить ее платье, потому что знает: он идет рядом с ней и, наверное, знает, куда. Она всецело доверяет его видению.

Мужское и женское качество

Главное, в этих казалось бы мелочах — кто куда смотрит, вниз или вверх — раскрывается разная природа мужчины и женщины. Мужчина видит перспективу, он знает цель, которая у них впереди. А женщина не видит ее, она в этом смысле слепа, и она лишь слепо доверяет ему, что взявшись за руки, они придут к своей цели, о которой она может лишь догадываться. Конечно, есть и мужчины, которые слепы, и все-таки главное мужское качество, которое в них так ценят женщины, заключается в том, что мужчина знает, куда он идет и что делает. И это превосходно изобразил на своей картине Репин.

Мужчина видит перспективу — и в этом его духовная сила.

И он, мужчина, даже не догадываться, что его женщина как слепая, что она видит только его идущие ноги, но не видит того, куда эти ноги идут. Ему кажется, что женщина точно так же всё видит — и горизонты, и перспективы — и что она идет за ним не из слепого доверия к его сильным ногам, но тоже осознает цель. Нет, не видит и не осознает!

Также и женщина не догадывается, откуда у мужчины эта сила, эта страсть, влекущая его куда-то за горизонты. Она думает, что его влечет море, что силу ему придает именно та невидимая цель, в которую он так влюблен. Нет, ни разу! Эту влекущую его вперед силу ему дает женщина, которую он за собой ведет. Влечение к ней надувает его паруса! Без нее бы он никуда не пошел! Но раз она за мною идет, значит, я иду к правильной цели!

Конечно, далеко не все женщины способны так доверять своему мужчине, но тем не менее, это и есть то качество, которое мужчины ценят в женщине больше всего. Если ты в меня веришь, то я перейду с тобой море!

Что символизирует море?

Надо понимать, что море это сама жизнь, как она есть, с ее бурями, с ее свойственной водной стихии неуправляемостью и непредсказуемостью. Эти волны могут опрокинуть и раздавить. Вспоминается сразу картина Айвазовского «Девятый Вал», которая располагается с картиной Репина «Какой простор» чуть ли не в одном зале Русского Музея. И на той изображены моряки-торговцы, терпящие крушение, то есть, жизненная стихия сокрушила их, спасения ждать неоткуда, и скоро всем наступит конец.

Кстати, Илья Репин родился в 1850-м году, именно когда Айвазовский закончил свой знаменитый «Девятый вал». Картина сразу же была приобретена императором и явилась для последующих поколений живописцев тем величайшим образцом искусства, что символизирует ничтожество человека по сравнению с Творцом. Своих терпящих бедствие людишек Айвазовский загнал в левый нижний угол картины. Знайте свое место!

Этой опасной жизненной стихии вы не можете противостоять, она сильней человека.

А что сделал Репин? Он своих людей поставил именно на то место, в правую верхнюю часть картины, где у Айвазовского как раз находится Солнце — то есть, на предполагаемое место Творца! И конечно, не случайно так сделал — картина с очень глубоким смыслом. Да и написана она неспроста вскоре после смерти Айвазовского.

1900-й год и начало новой эпохи бурь

В 1900-м году из жизни лавинообразно уходят выдающиеся творческие личности: Айвазовский, Владимир Соловьев, Фридрих Ницше и многие-многие другие — те, которые олицетворяли собой прошлый девятнадцатый век. Спокойный был такой век...

Там грустил Тургенев, и ему казалась
Жизнь стихотвореньем, музыкой, пастелью
Где, не грея, светит мировая слава
И еще не скоро сменится метелью
Золотая осень крепостного права. (Г.Иванов)

И в 1901-м году все ждали неминуемого конца света, однако конец не наступил, а наступила новая эпоха, штиль сменился на шторм. Все изменилось как в одночасье, вплоть до человеческих отношений, люди вдруг поголовно начали воевать за свои права и свободы. В 1903-м году началась русско-японская война (на море!) — «врагу не сдается наш крейсер Варяг» — потом первая русская революция — и пошло-поехало.

В том же 1903-м году Репин пишет свою жизнеутверждающую картину «Какой простор!»

Значит, он утверждает торжество человека над разбушевавшейся стихией, раз этой парочке на картине море как по колено?

Значит, неправ Айвазовский, сказав своим «Девятым валом», что в жизненном море все погибают? Не хочет ли Репин провозгласить, что человеческий дух победит несмотря ни на что? И нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты...

Однако, не совсем так. Картина приоткрывает тайну, что дух человеческий победит стихию жизни лишь в том случае, если мужчина и женщина возьмутся вот так за руки.

Только вдвоем можно преодолеть этот мир и не погибнуть.

В братском равноправном союзе. В том и только том случае, если в отношениях у мужчины и женщины — не важно, в семье или вне семьи — будет то, что представлено на картине — тогда человечество победит. Тогда духовная стихия, которая правит жизнью как ветер морскими волнами, подчинится твоему человеческому познанию, и ты сможешь перейти море. Вдвоем. Вот такое откровение словил художник.

И возникает вопрос:

Достигнут ли этот братский союз полов?

Или напротив, в нашем веке дело идет к войне полов, а значит, и к гибели человечества? Вдруг, мы в своей паре идем каждый независимо в свою сторону? И тогда как бы художник изобразил такой развод? — Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали!

Да, Репин верно почувствовал, что раньше женщина в силу своей духовной слепоты зависела от мужчины, была слабее его, однако в новую эпоху все будет по-другому — они духовно сравняются и будут вместе, как брат и сестра, как товарищи, как творцы своего счастья, победоносно шагать по жизни.

И верно также то, что в ХХ веке женщины добились независимости, они могут работать, зарабатывать, руководить, содержать семью и т.д. Но осуществимо ли то единство, которое мы видим на картине Репина? Много ли мы знаем таких пар, что ходят пешком по морю и не тонут?

Вопрос: изменились ли отношения нужным образом?

Истинно, что природа наша не стала другой: мужчины так же одержимы страстью, а женщины так же духовно слепы. Истинно также и то, что направление, куда идти, может задавать кто-то один, а не так, что каждый в паре тянет в свою сторону — один в материальное, другой в духовное — тогда никакого единства не будет.

Значит, до победы еще далеко.

Интересно, что переломный 1900-й год повторился вновь. Теперь это 2019-й год, когда начался КОВИД. Опять мир меняется в одночасье, опять многие выдающиеся люди уходят из жизни, и опять через три года начинается война. И непонятно, что будет дальше.

Авторы и художники! Можете ли сказать, что сейчас происходит? На что нам надо обратить внимание и как себя менять, чтобы не сгинуть в этой беспощадной морской стихии?


Об авторе статьи:

Я писатель и художественный критик. В настоящее время стартую проект «Возвращение в жизнь» и ищу авторов для нашего сообщества, которые пишут книги на жизненно важные вопросы современности. Подписывайтесь на мой канал «Писатель Михаил Андреев», я познакомлю Вас и с моими книгами, и с теми авторами, которых я уже открыл. Открывайте вместе со мной, будет мега интересно! Сразу после подписки Вы получите ценный бонус — курс «Как правильно продавать авторскую книгу и зарабатывать до 500 т.р.»

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *