Кто не знает эту картину Ивана Шишкина? Все знают — видели ее тут и там! Она даже тиражировалась на обертках советских шоколадных конфет «Мишка косолапый». Классика живописи! А можем ли мы рассказать что-нибудь об этой картине?
Косолапый Мишка по лесу едет...
Открываем википедию, и... Оказывается Иван Шишкин написал своих мишек совместно с неким Савицким, который подал ему идею и даже сделал рисунки каждого из медведей. Впоследствии Трятьяков, купивший картину, стер имя Савицкого из соавторов — дескать, по стилю это Шишкин, и какая разница, кому принадлежит идея.
Мне, однако, представляется важным, что идея пришла извне. Художник, который отталкивается от действительности, как он ее видит, который наблюдает природу, не смог бы такую картину никогда увидеть. Подумать только — четыре медведя собрались вместе на одном сломанном дереве! Часто вы такое видели? Они что, стаями ходят? Хотя бы одного косолапого вы видели в лесу с расстояния, с которого написана картина?
Накручено! Нафантазированно!
Словом, соавтор уговорил художника внести в картину элемент сверхъестественного, что обычными глазами не увидишь. И получил за это четвертую часть стоимость картины, которая была оценена очень дорого.
Зловещее «Утро» новой апокалипсической эпохи
Итак, что мы видим на картине? Прекрасный утренний пейзаж?
Нет, облом. Полнейший облом. Дерево вывернуто с корнем и еще вдобавок обломано самым беспощадным образом. Допустим, повалить старую сосну могла буря — дело обычное, не противоречащее природе вещей. Но переломить толстенный ствол живого дерева — это какая же нужна сила! Какой гигант это натворил! И еще этот белесый туман, и эти черные зверюги, набросившиеся на сломанный ствол, словно, почуяли запах катастрофы.
Потрясает то, что сказочного несоответствия никто до сих пор не заметил!
Одним словом — страх и ужас. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова отдыхает после этой картины Шишкина. У Брюллова было хотя бы объяснимое природное явление, а то, что происходит на картине у Шишкина, совершенно необъяснимо! Идея Савицкого, похоже, состояла в том, что образ должен нагонять на зрителя безотчетный ужас — скопление хищного зверья, бурелом, надломленность и еще мистический свет от земли.
А нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты!
Однако, где на картине ты сам, человек?
Не это ли дерево, что оторвано от своих корней?
«Хватит прекрасных левитановских пейзажей! Замути, брат Ваня, побольше черного, сучковатого, уродливого — чтобы было всё как в действительности, чтобы люди, наконец, поняли, что вместо них на земле уже хозяйничают свирепые хищники, сущность которых ближе к медвежьей, чем к человеческой».
И картина удалась! Фигуры четвероногих хищников, оккупировавших со всех сторон сломанное дерево — это шедевр композиции! Благодаря мастерству художника исходная чернота и уродливость утонули в потоках мягкого света, падающего сверху. Это и есть искусство живописи — отталкиваясь от безобразного и мертвого, возвысить его до прекрасного и живого — и чтоб никто не догадался!
Идея «Утра», тем не менее, ясна как день — это русский Апокалипсис, четырехголовый Зверь, который начинает проявляться в живописи со второй половины девятнадцатого века. Вспомните другую знаменитую картину Саврасова «Грачи прилетели», где точно также черная стая пернатых оккупировала кривую березу. Искусство никогда не врет.
Дерево, которое сломлено бурей
Что такое сломанное неведомой силой дерево?
Это — человек, который упал и сломался, не выдержал сверхчеловеческого гнета, хотя по идее Творца должен был стать свободным, творящим, посвященным, святым, укротителем своего Зверя. В результате материалистического грехопадения из человека вылез сам Зверь, изображенный художником в виде четырех медведей. Оставят ли они человека? И если да, то как? Благодаря чему?
Медведи на картине Шишкина
Хорошо это или плохо для нас?
Скорее больно, это наша действительность, это как операция по живому телу, через которую проходят сейчас практически все. Медведи должны уйти, чтобы мы, взрослые и поломанные жизнью люди, приобрели теперь уже не природный, не медвежий, не звериный, а свой собственный человеческий дух. Что-то вроде пересадки духа. На место медведей должно придти истинное «Я».
Мишка — это еще неосознанный «животный» дух, это наш первый природный учитель, но только до поры до времени. Он должен уйти. Картина о том, что пора уже подниматься до человеческого, раз художник показал нам зверушек, которые так резво лазают по нам, словно они на детской игровой площадке.
Пора, ибо мы уже не дети! Уже не 19-й, а 21-й век! Надо учиться смотреть на творчество, предпринимательство и свое духовное развитие по-взрослому. И не пугаться зверей, которые из нас выходят.
А что если мы не захотим учиться? Что если по-прежнему будем смотреть на «Утро в сосновом лесу» Шишкина, как на невинную детскую картинку: «Посмотрите, малыши, какие забавные мишки»?
Ну, тогда и останемся со своими медведями.
Об авторе статьи:
Я писатель и художественный критик, Михаил Андреев, автор данного сайта и проекта «Русское возрожление» по многоплановому продвижению современных русских художников. Станьте спонсором любого выбранного Вами художника и продвигайте его статьями.
Добавить комментарий