Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"

Бывало с вами такое, что вы ищите что-то особенно важное для себя, но никак не можете этого найти?

Вот так было со мной, когда я искал упражнение для развития силы воли. Не для себя, а для своего двенадцатилетнего сына. Мне надоело, что после школы он заваливается на диван и принимается валять дурака: смотрит телевизор, играется с телефоном, а на все наши с матерью возгласы лишь отвечает: «Да-да, сейчас уберу, сейчас начинаю делать уроки. Вот еще одну минуточку!». И ни с места! Как это называется, когда человек говорит «сейчас я сделаю» и как нарочно не делает? Лень? Отсутствие мотивации? Или внутри у него не хватает какой-то силы, которая отвечает за связь между мыслью и конечностями?

Упражнение для силы воли

Я, конечно, вижу в этом опасность. Сила воли просто так, из ничего не развивается. Если ее нет сейчас, в детстве, когда человек по своей природе активен, то в будущем ее тем более не будет. И пройдут в бездействии лучшие молодые годы, и он не сможет себя ни во что инвестировать. Мол, так и так, родители, мне не интересно на этой земле жить, лучше я все время буду висеть в контакте, не приставайте.

В школе им только и говорят: надо делать то, надо делать это, надо выполнять задания, надо ходить на тренировки, надо посещать то, другое, третье. Но когда навешивается много всяких внешних «надо», у ребенка пропадает внутренняя инициатива, он привыкает отнекиваться. Одно «надо» превращается в извинение, что не надо делать другое, и наоборот. Проявить собственную силу, чтобы заставить себя сделать что-нибудь, сказать «да» даже самому себе, он уже не в состоянии. И что самое неприятное, у меня-то с этой силой все в порядке, я тружусь целый день, я все время чем-то занят, и физически, и умственно — и потому мне больно смотреть, как сын в противоположность мне растет лоботрясом. Наглядевшись на это безобразие, я и стал искать упражнение для силы воли.

Про развитие силы воли написано много книг, но они не о том. Как заменить вредные привычки полезными, как перестать откладывать дела на потом, как сосредотачиваться, справляться с беспокойством и т.д. К существующим «надо» теперь надо записывать эти вредные привычки, вести список сделанных и не сделанных дел и т.п. Хочется воскликнуть: Люди, вы что не понимаете, что мне нужно одно простое упражнение для ребенка! Чтобы просто качать внутреннюю силу! Чтобы он вырос сильным и подготовленным ко всем вашим «надо». Наконец, в эзотерических указаниях у Р.Штейнера я нашел то, что нужно. Цитирую:

Попытайтесь придумать какое-либо действие, которое безусловно не было бы предпринято в ходе обычного течения вашей жизни, какой она была до сих пор. Теперь прямо вмените себе в обязанность это действие на каждый день. Поэтому будет хорошо, если избранное действие таково, что может приводиться в исполнение ежедневно в течение возможно более длительного промежутка времени. И опять-таки лучше начинать с незначительного действия, к которому человек, так сказать, должен принуждать себя. Например, человек в определенный час дня принимается поливать цветок, им себе купленный. Спустя некоторое время к первому действию следует присоединить подобное ему второе, потом третье и т.д., — сколько человек может выполнить при сохранении в силе всех своих других обязанностей. Это упражнение должно продолжаться опять в течение месяца.

Сила воли и мотивация

«Это то, что надо! — сказал я себе. — С этого и будем начинать!» Сказать хорошо, а надо еще придумать само действие, и каким-то образом заставить ребенка в это действие поверить. Судя по цитате, действие должно быть придумано самостоятельно, и не подойдет даже пример с поливанием цветка, поскольку это не мной придумано. Воля — это когда моя собственная мысль желает перейти в действие.

Начну-ка я с себя! Мне тоже не помешает подкачать силу воли, а то я все кручусь в разнообразных делах, но моя чрезмерная занятость это лишь другая сторона безволия.

Лень и бездействие — это одна крайность, перегруженность делами — другая. Между ними как раз и лежит сильная воля. Поэтому я сначала придумаю действие, получу результат, а потом скажу сыну: «Смотри, сын, я это делаю потому, что хочу укрепить силу воли. Хочу быть самым сильным человеком на земле». Может быть, тогда ему захочется?

В психологии есть понятие мотивации. Вам скажут, что сила воли здесь не при чем, просто вашему сыну не хватает мотивации. Выходит, он не делает уроки, потому что недостаточно мотивирован? Если утром ему не встать в школу, значит, это не слабая воля, а нет мотивации туда идти! Значит, надо просто подождать, пока они там не сообразят задавать не скучные уроки, пока не сделают процесс обучения школе мало-мальски интересным. И дети туда сами побегут со всех ног!

Увы! Однажды я понял, что сильная воля это когда ты можешь что-то делать без внешней мотивации. А то мы так скоро и в туалет перестанем ходить. Ведь, ходим же, и без всякой мотивации! Чем себя погонять — кнутом или пряником — это вопрос философский. А мой вопрос — практический: как придумать действие на каждый день, чтобы начать делать волевые упражнения.

Креативные упражнения с живописью

Действие должно быть бессмысленным и даже абсурдным. Не должно быть внешней причины, заставляющей это делать, например, для здоровья, для экономии электроэнергии и т.д. Должно быть только чисто внутреннее побуждение. Оно бывает сначала очень слабеньким — ведь у нас у всех очень слабая воля — а потом с каждым упражнением становится все сильнее и сильнее. Воля растет с каждым днем, она буквально входит в твое тело, и ты получаешь от этого ощутимый кайф.

Первое, что пришло в голову — это живописные упражнения. Я купил восковые мелки, закреплял бумагу А3 на фанере и начинал работать мелками без какой-либо идеи — просто закрашивал произвольным образом лист. Упражнение длилось минут десять-пятнадцать и, конечно, в результате возникали довольно интересные картины, однако, я старался работать быстро, тер мелками с большим усилием, часто их менял в процессе рисования, не заботясь о живописном результате. Упражнение захватывает воображение, кажется, что смотришь быстротекущее кино, и то, что делают на бумаге твои руки, совершенно непредсказуемо.

Был ли какой-нибудь эффект? Конечно! Начинаешь понимать, что такое действительно сильная воля и что значит полная отдача действию. Одно упражнение дает столько энергии, что ее хватает, как топлива, на целый день. Я конечно, по совету автора, присоединил к первому упражнению еще второе и третье, вплоть до шести, и так продолжалось три-четыре месяца, после чего сделал большой перерыв.

Однако, моя цель не только развивать свою волю, но дать упражнение детям. Они, конечно, спрашивали, что я тут такое рисую, но я все никак не решался сказать, что делаю это ради укрепления воли. Конечно, я им тоже дал попробовать. Но дети не схватывали суть, они  пытались нарисовать что-то из головы, какой-то предмет или сюжет, но не делали это, как упражнение на волю. Они останавливались и часто прерывали процесс, если что-то пошло не так. И конечно, они скоро теряли интерес.

По моему мнению, живописные упражнения — это сложновато для детей, если выполнять их как волевые упражнения.

Гантели

Я перепробовал много других действий. Например, пробовал связать на спицах три ряда, а потом все распустить. Но мне опять же не удалось объяснить сыну, для чего я так делаю, каждый раз обнуляю свой результат. С живописью было хоть понятно, что в результате возникает рисунок, там был смысл вкладывать усилия. А здесь-то и усилия почти никакого!

Конечно, я не забывал про те спортивные упражнения, в которых надо что-то делать на счет, выполняя действия с каким-то предметом, например, кидать копье или поднимать гантели. С тем же успехом можно бить мячом по воротам, однако во спортивных играх уже действует азарт, то есть, есть мотивирующая цель — забить гол, победить, отразить удар. А вот, чтобы поднимать гантели — тут надо делать усилия!

Словом, я купил сыну гантели и, конечно, начал упражняться сам, чтобы показать пример. На сей раз, сын прекрасно понял смысл упражнения — чтобы развивать силу мышц. Но и на этот раз ничего не получилось с развитием воли. Через три дня и я и он забывали про упражнение. Про живопись я, почему-то, не забывал, а про гантели постоянно, и потом снова приходилось возобновлять курс, пока они не нашли длительное убежище в дальнем углу комнаты.

Почему не вышло с гантелями?

Просто само упражнение уже требует определенной силы воли, а надо, чтобы оно ее развивало. Штангист уже имеет чрезвычайно сильную волю, он берет в толчке вес, скажем, в 200 кг, что сопряжено с нечеловеческим усилием. Если человек научился делать над собой такое усилие, то ему прямая дорога в тяжелую атлетику, но сам этот спорт не предназначен для развития воли. Если действие не сопровождается мыслительным процессом (мысль должна перейти в волю), то и воля не будет развиваться. Поднимание гантелей — это слишком тупой процесс. Вдобавок, здесь тоже есть внешняя мотивация — накачать мышцы, завоевать первое место и т.д.

Так, где же найти подходящее упражнение для развития воли? Одно оказывается слишком сложным, другое слишком скучным, третье слишком целевым, четвертое слишком тяжким. Неужели нет ничего для детей?

Детский деревянный конструктор — большой мост

Однажды мы пришли в гости к нашей знакомой, у которой есть свое производство детских деревянных игрушек. Она проектирует их на компьютере и вырезает на деревообрабатывающем станке, большой ассортимент деревянных игрушек и конструкторов. Я спросил ее тогда: «Почему твои дети такие дисциплинированные и послушные в отличие от моего сына? Их приглашают за стол — они садятся. Им скажут ложиться спать — они идут и ложатся».  Ответ был, кажется, такой, что в доме много занятий.

И тут меня вдруг осенило! Я увидел вдруг этот большой мост и спросил:

«Сколько времени потребуется, чтобы собрать, а потом снова разобрать этот мост?»

«Минут двадцать, если первый раз. Следующие разы уже быстрее».

«А эту ветряную мельницу?»

«В мельнице надо кое-что склеивать, поэтому разобрать просто так не удастся».

«Отлично! Тогда я покупаю мост!»

«Папа, — возразил сын. — Я не хочу мост!»

"Ты не понимаешь, — сказал я. — Я беру этот мост для себя.

Несколько дней подряд я играл с мостом, собирал его, разбирал, складывал в пенал, потом снова доставал и повторял весь процесс с начала до конца. Конечно, я делал это на скорость, так что всегда был интерес как можно быстрее собрать — это типа как собирать автомат Калашникова, но только в домашних условиях. В отличии от живописи здесь не надо брать идею из головы, но в отличие от гантелей приходится соображать. Через несколько дней сын отобрал от меня конструктор:

«Я буду сам собирать!»

«Ты хоть знаешь, для чего я это делаю?»

«Так, ты же сам говорил — для развития воли!»

Вот так оно и получилось — сработало! Было найдено идеальное упражнение для развития воли, и сразу же дети этим заинтересовались и взяли на вооружение. Конструктор Большой мост до сих пор остается у них любимой игрушкой, а я не перестаю радоваться от своей педагогической идеи. С волей у сына действительно произошли позитивные сдвиги, теперь он охотно встает по утрам в положенное время и не ноет полчаса, если его попросят подмести пол или вымыть посуду, но делает все с радостью, качественно и быстро.

© Михаил Андреев, 2018

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *