Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"

Андрей Аранышев «Феи летней реки», холст, масло

Является ли вообще духовная деятельность, духовная работа экономически продуктивной? Это интересный вопрос, в котором очень много скрытых ловушек. Вот, что в этом отношении говорит Рудольф Штейнер в Экономическом курсе (Rudolf Steiner Nationalökonomischer Kurs, GA 340):

Очень важно различие между прошлым и будущим. Если вы будете учитывать только прошлое и ориентироваться с помощью статистики только на прошлое, то сможете доказать, что духовный труд по отношению к прошлому и ко всему, составляющему лишь непосредственное продолжение прошлого, что духовный труд, собственно, по отношению к прошлому непродуктивен. Ограничиваясь областью материального, приходится считать экономически продуктивной  только чисто материальную работу с ее продолжением от прошлого к будущему. Совсем иначе получается, если вы обращаете внимание на будущее, а хозяйствовать как раз и означает — врабатываться из прошлого в будущее.

Как ни странно, но если сапожник в течении длительного времени изготавливал обувь, которая не находила спроса, а затем какой-то умелый врач вылечил его, после чего его обувь стала с успехом продаваться на рынке, то может возникнуть вопрос: Кто же все-таки изготавливает эту обувь, сапожник или врач? По-существу, обувь изготавливает врач.

По отношению к прошлому те люди, которые работают в духовной области — врачи, целители, духовные учителя — они только потребители, но по отношению к будущему они в высшей степени производительны. Они являются производителями в том смысле, что преобразуют весь процесс производства, строят в нем своеобразные тоннели, делают его иным в экономическом смысле.

Что такое духовный труд?

Духовный труд, духовная работа имеет свои особенности, экономическое значение которых сначала очень трудно уяснить. Во-первых, это есть работа мышления, которая нацелена на внутренний мир личности. Со временем она становится все более и более самостоятельной, всё больше вовлекает в этот процесс духовные силы.  Во-вторых, здесь осуществляется полностью свободная духовная деятельность, в которой мы встречаем прежде всего обучение и воспитание.

Воспитатели и преподаватели в чисто материальном ходе экономического процесса являются потребителями. Хотя кто-то может сказать: но ведь и художник что-то производит! Да, он производит, но все же это существенно другое, если иметь в виду не куплю и продажу, совершаемую отдельным человеком, а хозяйственный организм в целом.

Условие для здоровой экономики

Успешное продвижение экономического процесса возможно только при наличии в нем чистых потребителей.

Художник тоже на 50% является потребителем. Решающим, однако, является то, что живет, что исходит из свободной духовной жизни. Это то, что воздействует на будущее как экономически продуктивный фактор. Здоровая экономика появляется при условии, что люди свободного духовного труда получают поле действия.

А как организовать это поле действия в рамках одной школы или одного центра семейного воспитания? Чтобы и те и другие, материальные и духовные люди, работали в рамках одной и той же ассоциации? Об этом мы хотели бы поговорить в нашей следующей статье.

Однако, сейчас ясно то, что люди духовного труда должны как-то по-иному включаться в экономический процесс, и здесь есть две возможности:

Первая возможность: по типу художника

Художник действует из свободной духовной жизни, но одновременно с этим его продукты — картины — могут продаваться, то есть, являются товарами, имеют стоимость. Поэтому мы говорим, что он лишь на 50% является потребителем. На другие 50 % он производителен в материальном смысле.

Почему художники так часто бедствуют? Потому что уходят то в одну, то в другую сторону: либо в чистое творчество, либо в коммерцию, работают на заказ. В первом случае художник сам себя исключает из экономического процесса и отдает продажу своих произведений в чужие руки, этим он нарушает здоровый экономический процесс, от чего страдает также и его творчество. Во втором случае он останавливается на достигнутом, то есть, ориентируется только на прошлое, становится обычным продавцом готовой продукции, и его духовное перестает быть тогда экономическим фактором.

Важно сохранять в душе этот баланс. Роль творческого человека в экономическом процессе можно сравнить с ролью матери в семье. У нее две функции: 1) родить ребенка и 2) кормить и заботиться о ребенке. Если художник решил для себя заниматься только творчеством, то это можно сравнить с женщиной, которая решила только рожать детей и ничего больше.

Вторая возможность: по типу руководителя

Руководитель предприятия тоже действует из свободной духовной жизни. У него тоже есть духовный продукт — это команда руководителей, которых он научил, как действовать. Он, конечно, не только учит, но и сам принимает решения, находясь внутри экономического процесса. Здесь тоже есть свои 50 на 50. Руководитель является потребителем, но не чистым, а лишь наполовину. Почему многие малые предприятия не становятся успешными? Потому что руководитель уклоняется либо в ту, либо в иную сторону.

В первую сторону — предприниматель принимает все решения сам, во все влезает и за все отвечает, он не учит тогда своих, как руководить. Это болезнь начинающих предпринимателей, когда они с головой уходят в материальный процесс, и потому не вырастают до крупных.

Во вторую сторону — руководитель становится чистым администратором (или также чистым собственником). Его присутствие тогда в иерархии предприятия, как отца, хоть и необходимо, но духовно не влияет на работников, он только запрещает или разрешает — подписывает бумаги, но не работает с людьми. То есть, как врач, он больше не лечит сапожника. Его административная функция — чисто потребительская, занимать свою должность. Он не развивает производство обуви, а только контролирует его и поддерживает на прежнем уровне.

В здоровой экономике, однако, должен быть рост, и это возможно, если руководитель сохраняет духовный баланс: воспитывает других руководителей и одновременно сам принимает какие-то решения. О современной экономике можно сказать, что она больна в том смысле, что этот баланс почти всегда нарушен, люди не включаются в духовный процесс ни по тому, ни по другому типу. Две возможности, которые мы рассмотрели, являются противоположностями, и таким образом, одна может служить как бы зеркалом, в котором отражается другая. Застой в экономике, конечно, является следствием дисбаланса в духовной сфере.

© Михаил Андреев, 2018


Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *