Училище было основано по инициативе нескольких петербуржцев, выходцев из Германии, в 1856 году и имело цель дать своим детям знания не только классических предметов, как тогда было принято в государственных школах России, но и прикладных дисциплин. Это прообраз нынешних центров семейного обучения и воспитания.
В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, Бенуа. Более 30 её выпускников были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств.
Первый директор школы Карл Иванович Май (1820—1895) взял в качестве основного правила педагогики изречение чешского гуманиста Я.А.Коменского:
Сперва любить, потом учить
Согласно этому девизу подбирались и учителя. Если учитель не может с полной ответственностью перед собой и детьми произнести первую его часть, то есть, отдавать им все свое сердце, все свое время и всю свою жизнь без остатка, то он не должен браться за вторую часть, и ему следует избрать другую профессию.
Педагогическая одаренность во главе угла
Главной целью школы было воспитание. Истинно то, что люди одарены от природы разными способностями, но они могут и должны быть воспитаны. Карл Май с коллегами разработали целый свод педагогических принципов:
Основные принципы воспитания
- Главная задача наставника — подготовить воспитанника к труду, полезному для общества.
- Давать ученикам только истинные знания.
- Пусть дети будут различны, но образование и воспитание в любом случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания.
Заметим, что в современном образовании последний принцип меньше всего соблюдается. Конечной целью считается сдача экзаменов, а в школы и классы стараются сгруппировать детей одинаковых по социальной принадлежности и уровню развития.
- Нельзя всех и каждого стричь под один гребень. Действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета, степени развития учеников и учителей.
- Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
- Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.
И этот принцип, хотя и кажется простым и понятным, тоже не соблюдается в современном образовании. Проявить самостоятельность ученикам дают, но не в практических занятиях, а в теоретических. Им задают, например, делать доклады и презентации по темам, материал для которых берется из интернета, а не из мастерских, путешествий, собственных наблюдений, поделок и опытов.
- От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
- Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
- Дисциплина — еще не воспитание.
А в современных школах есть только и только дисциплина вместо воспитания. То есть, невоспитанным сейчас быть запрещено. Если отклоняешься от правил, плохо себя ведешь, то воспитывать тебя никто не будет — просто удалят из школы. Учителя и родители все больше превращаются в надзирателей, они только учат, а о том, что надо сперва любить, давно забыли.
- Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее.
- От юного существа можно добиться всего посредством высказывания ему доверия
- Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.
А в современных школах наказывают? Естественно! Например, вызывают ученика к завучу или директору, чтобы ученик объяснился и извинился перед школьным начальством. Вызывают в школу и родителей, потому что сами учителя в своем большинстве наказывать не умеют. И кем себя чувствует провинившийся после такого наказания? Разумеется, он герой! Вот и вся примитивная казенная педагогика!
Школа Мая была каким-то государством в государстве, отделенным бесконечным океаном от казенщины.
Добавить комментарий