Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Мгер Чатинян, «Старое дерево», холст масло, 50 х 40 см, 2023

Картина кажется гораздо больше, чем на самом деле. Для масляной живописи 50 х 40 см — не такой уж большой размер. Но создается эффект монументальности. — За счет чего? Почему мы воспринимаем картину так, словно в высоту она не меньше метра? Причиной тому — Старое Дерево, этакая мощная вертикаль с чередой горизонтальных ответвлений, создающих впечатление многоэтажности. И есть в картине еще один очень важный момент.

Зрелая душа

Картину пишет зрелый художник, зрелая душа. Может, он себя изобразил? Не исключено, но не совсем так. В духовном смысле Дерево (в Библии его называют Древом Жизни), конечно, имеет отношение к душе и к прошлой жизни. В моей книге «Новый Пушкин» я назвал это Старой Книгой, которую написал Старый Автор, духовный предшественник Пушкина. В живописи эту Старую Книгу вполне естественно изображать в виде корявого, сучковатого и крючковатого дерева.

У лукоморья дуб зеленый

Старое Дерево встречается не только на картинах Мгера Чатиняна, где данный сюжет повторяется изрядно часто, но и у Шишкина, и у многих других художников, он есть даже у самого Александра Сергеевича Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.

Пушкинский Дуб — это тот же самый объект, что и на данной картине, он как столб позвоночника, который есть в теле у каждого человека, и на это Старое Дерево вдобавок намотана еще и золотая связующая прошлое с настоящим Цепь. Вся жизнь человека крутится по цепи то направо, но налево вокруг Дерева, словно тот ученый кот, который хочет о чем-то нам рассказать.

Что такое Старое Дерево?

Ты сам его сюда и посадил! Еще до своего рождения на Земле. Как это происходит, это другой разговор — но факт тот, что примерно с трех лет ребенок начинает искать глазами: «Где оно? Где мое дерево, которое пришло в эту жизнь еще раньше меня?» Он с любопытством рассматривает все старые деревья. Цель понятна — чтобы узнать что-нибудь о себе, откуда ты пришел и зачем.

Успех в творчестве

И в какой-то момент человек находит Старое Дерево! Да, вот оно! Пушкин тогда понимает, кто он такой, и пишет свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила». Вместе с деревом человек открывает безграничный источник идей, что ты мог бы и должен сделать в этой жизни.

Почему только Старое Дерево обеспечивает человеку успех?

Оно ценно своей корявостью и дуплистостью. Правда, художники любят все приукрасить, и они изобразят такой величественный и ветвистый Дуб, что сразу станет ясно: «Это сказки!» Ценности от сказочной красоты нет, нам нужна жесткая реальность в ее последней инстанции: Вся ценность Дерева — в его безобразии, в уродливости, которая, как ни странно, не портит картину. Однако в жизни нам хочется от нее бежать, чтобы избежать повтора уже пройденного ужаса. А художник не старается убежать — и потому это ценно!

На что указывает Старое Дерево?

Нужно строить свой дом (что на фоне горы в левой части картины, двухэтажный, желтый и каменный) желательно подальше от Дерева, но и не так, чтобы совсем далеко, не в горах. Так, чтобы, с одной стороны, не повторять в этой жизни тех зигзагов, той кривизны ветвей и того уклона ствола, которые портили тебе твою предыдущую жизнь.

А с другой стороны, это Старое Дерево должно указывать извилистостью своею, причем убедительно ясно указывать, в какую сторону надо двигаться, где твой истинный «дом».

Замечаете ли вы этот явный указующий жест — ветвями словно руками и пальцами — в направлении к дому? «Вот куда тебе НАДО — дом собственный строить, а не картины писать!»

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *