Казалось бы, довольно типичный русский пейзаж, излучина на реке Волга, монастырь и храм на другом берегу, баржа или лодка посредине реки. Особенное в нем то, что первоначально Левитан писал картину «Тихая обитель», тот же Кривоозерский монастырь, выглядывающий из гущи леса, те же церкви и весьма похожее вечернее небо, только берег реки прямой, и через реку установлена деревянная переправа — прямо к той дороге, которая по всей видимости ведет к храму.
Берег этот и тот
Следовательно, художник писал картину не с натуры, но спустя время по эскизам, которые изменил, исходя из своего внутреннего видения. Вот так, по мнению Левитана, должен выглядеть идеальный пейзаж с Храмом! Почему-то ему не понравилась переправа — ее не должно быть на этой картине! То ли она по композиции не подходит, то ли ее не существует в природе — ну, не бывает мостов через Лету! Туда, на тот берег так просто не перебраться!
При первом же взгляде на картину мы замечаем эту поражающую воображение разницу в цветовой гамме одного берега и другого. Ближний план обычно бывает выписан более контрастно и более яркими тонами, а дальний, как правило, утопает в синеве. Здесь же все наоборот. Яркие светлые желто=зеленые краски того берега и довольно бледные сероватые краски этого берега. Свет идет оттуда, но до этого центрального трехголового храма,, излучающего жизнь и свет, не добраться.
На картине четыре плана. Первый, самый нижний, серо-коричневый, лопухи и сорняки, отсутствие вертикальных форм; чуть повыше второй план — светло-синяя гладь реки; третий план — те же два берега, этот и тот, но полностью оторванные от нижнего плана; и наконец, на самом верху картины — небо, четвертый, так сказать, духовный план.
Зачем художнику понадобился поворот реки? Наверное, чтобы показать, что все крутится вокруг центрального объекта, Храма, который, как ты к нему не поворачивай, все время остается на той стороне. А он, этот Храм, такой притягательный! Он так зовет, так открывает свои ворота! Кстати, этих ворот (арок) нет еще на картине «Тихая обитель». Этот берег никуда не ведет, а тот — еще и открывает врата! Пожалуйста, заходите, дорога открыта, но...
Посредине река моей жизни течет
Вот оно! Жизнь не дает художнику пробиться к храму. Всё не то! Жены, любовницы художника все не те! Та, единственная, которая тебе нужна больше всего на свете, которая сама есть настоящая жизнь — где-то там, на том берегу. До нее не доплыть! Не дойти! Не перейти пешком по мосту!
Вот почему художник убрал переправу. Река с переправой — это была бы ложь, и сердце художника чувствует, где она настоящая правда жизни. Вот она — на картине «Вечерний звон». Живопись говорит, живопись учит художников и всех нас, как оно есть на самом деле. Место творческого человека в 19-ом веке такое, что ясно видит истину жизни и воссоздает ее в своих реалистических шедеврах, творит картины, сочиняет поэмы, пишет музыку, но построить свой Храм он не может. Для художника это за пределом возможного, и Левитан это четко чувствует — этакую исключённость из жизни.
Там, куда не найти переправы.
Только не надо думать, что тот берег на картине «Вечерний звон» это другой мир. Нет, это тот же мир! И туда можно попасть, ведь люди же плавают и находят эту настоящую жизнь: творчество, работу, пару. Бери лодку и плыви! Однако суть в том, что для художника 19-го века этот путь еще не открыт.
Есть три категории людей — если верить картине. Первые сидят на этом берегу, и не могут отплыть. Вот он сидит в лодке возле пристани и чего-то ждет. Заметьте, один. А лодок-то две! Это значит, что туда попасть, на тот берег, можно только вдвоем. Но ее, твоей пары, нет на этом берегу, она — на том. А ты ее ищешь здесь! И не находишь. Вот такая судьба художника!
Вторые — они просто плывут по реке, куда их несет течение жизни. Видите, эту баржу посредине реки, их художник тоже изобразил. Люди, которые никогда не пристанут ни к этому берегу, ник тому, да, они и не собираются приставать. Их дело плыть.
И наконец, третьи. Видите там две фигурки на том берегу? Заметьте, их двое! Счастливчики! Когда-нибудь, но не в этой жизни, и ты там окажешься, родишься там, где твоя мечта, и тебе с самого начала дадут твое настоящее дело — бери и твори! Будь творцом и мастером в своей собственном храме. Вот о чем говорит вечерний звон — что когда-нибудь это время настанет, когда художники будут хозяевами жизни.
А на том берегу мой костер не погас
Любить — это значит творить жизнь, строить свой Храм, в котором ты сам же и Бог. Художники прошлого, такте как Левитан и другие русские живописцы из того времени, к этому приближались, но приближались опосредованно через искусство, которое недвусмысленно указывало на будущее. Но сами они еще не строили, не брали в руки мастерок, не замешивали цементный раствор, хотя и мечтали об этом, видели это, как свой далекий идеал.
Левитан написал эту картину, когда ему был 31 год, немного не дотянул до возраста Христа. Но время идет, и сейчас художники этот возраст перешагнули.
Что это значит? Это значит, что время, о котором они меланхолически мечтали, создавая свои прекрасные, но истинные пейзажи природы, уже пришло. Да, Левитан, возвращайся! Теперь мы соединили два берега. Книга «Занимайся творчеством и богатей» вводит нас в новую эпоху, когда тот Храм, который художники видели раньше как бы с другого берега, уже здесь. Бери мастерок и строй!
1 комментарий: А на том берегу... Описание картины Левитана «Вечерний звон»