Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Исаак Левитан, описание картины, Вечерний звон
Исаак Левитан «Вечерний звон», холст, масло, 87 х 108 см, 1892

Казалось бы, довольно типичный русский пейзаж, излучина на реке Волга, монастырь и храм на другом берегу, баржа или лодка посредине реки. Особенное в нем то, что первоначально Левитан писал картину «Тихая обитель», тот же Кривоозерский монастырь, выглядывающий из гущи леса, те же церкви и весьма похожее вечернее небо, только берег реки прямой, и через реку установлена деревянная переправа — прямо к той дороге, которая по всей видимости ведет к храму.

Берег этот и тот

Следовательно, художник писал картину не с натуры, но спустя время по эскизам, которые изменил, исходя из своего внутреннего видения. Вот так, по мнению Левитана, должен выглядеть идеальный пейзаж с Храмом! Почему-то ему не понравилась переправа — ее не должно быть на этой картине! То ли она по композиции не подходит, то ли ее не существует в природе — ну, не бывает мостов через Лету! Туда, на тот берег так просто не перебраться!

При первом же взгляде на картину мы замечаем эту поражающую воображение разницу в цветовой гамме одного берега и другого. Ближний план обычно бывает выписан более контрастно и более яркими тонами, а дальний, как правило, утопает в синеве. Здесь же все наоборот. Яркие светлые желто=зеленые краски того берега и довольно бледные сероватые краски этого берега. Свет идет оттуда, но до этого центрального трехголового храма,, излучающего жизнь и свет, не добраться.

На картине четыре плана. Первый, самый нижний, серо-коричневый, лопухи и сорняки, отсутствие вертикальных форм; чуть повыше второй план — светло-синяя гладь реки; третий план — те же два берега, этот и тот, но полностью оторванные от нижнего плана; и наконец, на самом верху картины — небо, четвертый, так сказать, духовный план.

Зачем художнику понадобился поворот реки? Наверное, чтобы показать, что все крутится вокруг центрального объекта, Храма, который, как ты к нему не поворачивай, все время остается на той стороне. А он, этот Храм, такой притягательный! Он так зовет, так открывает свои ворота! Кстати, этих ворот (арок) нет еще на картине «Тихая обитель». Этот берег никуда не ведет, а тот — еще и открывает врата! Пожалуйста, заходите, дорога открыта, но...

Посредине река моей жизни течет

Вот оно! Жизнь не дает художнику пробиться к храму. Всё не то! Жены, любовницы художника все не те! Та, единственная, которая тебе нужна больше всего на свете, которая сама есть настоящая жизнь — где-то там, на том берегу. До нее не доплыть! Не дойти! Не перейти пешком по мосту!

Вот почему художник убрал переправу. Река с переправой — это была бы ложь, и сердце художника чувствует, где она настоящая правда жизни. Вот она — на картине «Вечерний звон». Живопись говорит, живопись учит художников и всех нас, как оно есть на самом деле. Место творческого человека в 19-ом веке такое, что ясно видит истину жизни и воссоздает ее в своих реалистических шедеврах, творит картины, сочиняет поэмы, пишет музыку, но построить свой Храм он не может. Для художника это за пределом возможного, и Левитан это четко чувствует — этакую исключённость из жизни.

Там, куда не найти переправы.

Только не надо думать, что тот берег на картине «Вечерний звон» это другой мир. Нет, это тот же мир! И туда можно попасть, ведь люди же плавают и находят эту настоящую жизнь: творчество, работу, пару. Бери лодку и плыви! Однако суть в том, что для художника 19-го века этот путь еще не открыт.

Есть три категории людей — если верить картине. Первые сидят на этом берегу, и не могут отплыть. Вот он сидит в лодке возле пристани и чего-то ждет. Заметьте, один. А лодок-то две! Это значит, что туда попасть, на тот берег, можно только вдвоем. Но ее, твоей пары, нет на этом берегу, она — на том. А ты ее ищешь здесь! И не находишь. Вот такая судьба художника!

Вторые — они просто плывут по реке, куда их несет течение жизни. Видите, эту баржу посредине реки, их художник тоже изобразил. Люди, которые никогда не пристанут ни к этому берегу, ник тому, да, они и не собираются приставать. Их дело плыть.

И наконец, третьи. Видите там две фигурки на том берегу? Заметьте, их двое! Счастливчики! Когда-нибудь, но не в этой жизни, и ты там окажешься, родишься там, где твоя мечта, и тебе с самого начала дадут твое настоящее дело — бери и твори! Будь творцом и мастером в своей собственном храме. Вот о чем говорит вечерний звон — что когда-нибудь это время настанет, когда художники будут хозяевами жизни.

А на том берегу мой костер не погас

Любить — это значит творить жизнь, строить свой Храм, в котором ты сам же и Бог. Художники прошлого, такте как Левитан и другие русские живописцы из того времени, к этому приближались, но приближались опосредованно через искусство, которое недвусмысленно указывало на будущее. Но сами они еще не строили, не брали в руки мастерок, не замешивали цементный раствор, хотя и мечтали об этом, видели это, как свой далекий идеал.

Левитан написал эту картину, когда ему был 31 год, немного не дотянул до возраста Христа. Но время идет, и сейчас художники этот возраст перешагнули.

Что это значит? Это значит, что время, о котором они меланхолически мечтали, создавая свои прекрасные, но истинные пейзажи природы, уже пришло. Да, Левитан, возвращайся! Теперь мы соединили два берега. Книга «Занимайся творчеством и богатей» вводит нас в новую эпоху, когда тот Храм, который художники видели раньше как бы с другого берега, уже здесь. Бери мастерок и строй!

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: А на том берегу... Описание картины Левитана «Вечерний звон»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу