Не могу удержаться, чтобы не рассказать об этой картине современного польского художника. Рафаль Степняк написал множество работ, которые однако невозможно спутать ни с каким другим художником, настолько они оригинальны. Их оригинальность не надуманная, не от головы, не от воображения, а что самое главное, от того живописного метода, который он из года в год применяет и который я назвал бы как искусство наблюдать жизнь. По-моему, Рафаль Степняк открыл в живописи некий фундаментальный закон, о котором я попытаюсь сейчас рассказать.
Абстракция или реальность?
Да, вы скажете: чистая абстракция! Однако, если присмотреться к другим работам художника, то вы заметите, что многие имеют под собой вполне реалистическое основание. Это может быть городской пейзаж, или группа людей, сидящих за столом и бурно что-то обсуждающих, или пикник на траве, или свалка домашних вещей, компьютеров и т.д. Конечно, художник уходит от этих исходных вещей в абстракцию, в идеале же на картине вообще не должно ничего остаться от реальности. Картина прекрасна сама по себе в ее яркости, в ее жизненности, в ее полноте и единстве. Поражает эта насыщенность цветом, этот мощный контраст, многообразие мелких форм (кластеров и доменов), наконец.
И совершенно не важно, какой набор реальных вещей послужил отправной точкой для наблюдения и последующего путешествия из мертвой реальности в живую жизнь абстрактных образов.
Путешествие в жизнь
Если я правильно понимаю, то каждая картина — по крайней мере, у этого художника — это путешествие в жизнь. Из обычной жизни — в настоящую жизнь. Как мы знаем, в обычной жизни все вещи разделены друг от друга: стул отделен от стола, одно дерево стоит отдельно от другого, и также каждый человек считает себя отдельным от всех других. Причем, каждая вещь, главная или второстепенная, имеет свою историю. Эту привычную разделенность художник преодолевает в своем сознании, наблюдая только один единственный настоящий момент.
В этом настоящем моменте все вещи оказываются непостижимым образом связанными — в живописи тоже. Каждая живет в другой. Тайными путями жизнь привела их в единство, которое они сейчас образуют. Но только тонкое наблюдение художника, который отвернулся от своих ежедневных забот и умственных определений, способно это заметить. Может быть, это делает даже не сам художник, а его умная кисть, когда он пишет картину. А путеводителем для руки служит ощущение силы, с которой красочные образы складываются в новое интересное целое.
Фон и главное тело
Итак, художник абстрагированным взглядом видит это сиюминутное единство, наслаждается им, и переносит его на холст. Эта находка теперь имеет самостоятельную ценность. Мы не можем это оценить, поскольку сами никогда или почти никогда не проделывали путешествия в жизнь вещей, не наблюдали их в истинной природе и взаимосвязях. Однако, мы учимся этому у художника и, может быть, когда-нибудь тоже возьмемся за кисть, чтобы время от времени получать от творческой жизни такие подарки.
Что же определяет ценность картины? В первую очередь, это фон. Его создает сам художник, когда чувствует, что у него получилось нечто гениальное. По принципу: для дорогой картины нужна золотая рама. В данном случае, это красный фон внизу и серый вверху. Серый в живописи — это духовность, а красный — это царственность. Уже одно это указывает на скрытую ценность, на что-то существенное, что обогащает жизнь. Словом, фон — это как чаша, куда будет положен главный бриллиант.
А где же сам бриллиант? На многих картинах Рафаля Степняка мы можем видеть, что это не простая абстракция, но что всегда из живописного многообразия рождается некое главное тело, которое заполняет центр картины. Хотя фрагменты этого тела могут быть разбросаны по всему фону, но факт, что они непроизвольным образом собрались в некую органичную совокупность. Вы видите это тело?
Заглядывая за порог,
мы делаем для себя открытие. А сделав открытие, мы впускаем в себя жизнь. И главное — проделывать это бесконечно много раз. И каждый раз мы будем находить наше тело по-новому. По сути, то, что открывает художник на своей картине (а мы вместе с ним), это есть собственное тонкое тело, эфирное тело, духовное тело — назовите это как хотите.
В данной работе оно тоже есть и видно невооруженным глазом. Конечно, могут возникать самые разные образы. Но я бы отдал предпочтение молодому человеку в шляпе, который пытается заглянуть за край картины в ее левом верхнем углу. Видите? Он сидит на корточках на полу, опираясь на правую руку, а левая рука занесена над головой. И он напряженно всматривается туда, за порог сознания, в настоящую жизнь.
Увидели? Тогда скажем огромное спасибо художнику, создавшему такую замечательную картину! За его мастерство, за его искусство наблюдать жизнь!
Добавить комментарий