Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Андрей Аранышев «Отдых», холст, масло, 100 х 100 см, 2007

Чрезвычайно богатая картина, которую можно рассматривать бесконечно, каждый кусок ее максимально проработан в себе и согласован относительно других частей. Ясно, что за один присест такой шедевр невозможно создать, и наверняка у художника были более ранние варианты, которые его гений впоследствии довел до совершенства.

Так мы видим себя во сне

Что отличает картину в первую очередь, так это полное отсутствие красных пятен, то есть, отсутствие телесной активности, физического движения как такового – розовые пятна не в счет, розовое это не красное, оно не обладает той беспокойной движущей силой, которая стремится захватить все видимое пространство. Поскольку на картине нет этой красной земной материальности, то имеет место чисто духовное пространство, где все лежит словно погруженное в вечность. Это сон. Так видит себя человек во сне, когда, выйдя из своего тела, оглядывается на себя спящего.

Цветовые странности на картине

Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что и остальные цвета на картине нереальные, каких нет ни в природе, ни в палитре. Конечно, можно сказать, что платье на девушке, мол, синего цвета, но это будет с большим натягом, так как ни в каком магазине вы не найдете платья такого в точности цвета и такого фасона. Это изобретение художника, это его творческая находка.

Так же обстоит дело и с другими цветовыми пятнами – они хоть и потерты временем, но они не от мира сего. Возьмите, например, цвет ее тела – с виду самый что ни на есть обычный и человеческий – а теперь приложите рядом свою руку и сравните: вы увидите, что даже близко нет ничего общего. Это чистая фантазия художника, он придумал этот цвет.

Черные дыры в пространстве сна

Список странностей можно продолжать и дальше. Посмотрите на ее прическу. Может показаться, что это какой-то головной убор, но любой головной убор должен был бы иметь оттенки света и тени, а здесь, как говорят в физике, абсолютно черное тело, которое поглощает весь свет и не отдает ничего. Значит, это все-таки ее волосы сложились в такую фантастическую форму, точнее, гений художника их так сложил. Зачем? Просто так, ради творческого развлечения. В спящем сознании любое черное превращается в абсолютно черное. Если этого не сделать, то прощай молодость. Художник обязан сделать свою героиню молодой, как сама жизнь. Для этого ей нужны абсолютно черные краски. И таких черных дыр на картине не одна.

Чем же уравновешена массивная черная дыра ее прически?

Светлым пятном на столе и черной границей на бордюре платья, отделяющую нижнюю часть тела, закрытую платьем, от верхней и оголенной. Характерно, что эта граница отделяет не светлое от темного, а светлое от светлого: светло-желтый верх от светло-синего низа. Если бы все платье было черным, или хотя бы темным, то что было бы тогда с нашей молодой девушкой? Она выглядела бы, увы, слишком спящей и сонной!

Бодрствование во сне

Так, значит, она не спит! Вот что главное на картине – она не спит! Зато она так глубоко погружена, что можно подумать, будто спит. Однако под этим видимым покровом неподвижности кипит бурная жизнь. Ведь видно же невооруженным глазом – что под контурами ее ослепительного лица все живет! Вот что значит черная граница, вот для чего нужна эта черная массивная форма над головой – чтобы отделить обыденное дневное сознание от высшего. Девушка находится сейчас в высшем сознании, которое более активное и лишь для внешнего взора кажется сном. Но она не спит! И по всему видно, что там ей очень интересно. Ей нравится эта игра.

Мы можем спросить: а как это выражается?

На картине есть два момента, и они отнюдь не случайные, но тоже являются великой находкой художника.

Окно в иной мир

Первый момент – это то, что линия ее обнаженного плеча продолжается линией лба. Что называется, нарочно не придумаешь! Но художник ловко подловил этот момент, сыграл на неуловимой детали. И что благодаря этому получилось? Получилось, что ее фигура – безвольная и неподвижная – приобрела активность. Она заиграла, несмотря на то, что ее тело спит и рядом нет ни одного красного пятна. Это духовная активность. Девушка заигрывает.

Спрашивается, с кем?

С кем ей так интересно общаться?

Естественно, с тем сияющим светло-зеленым фоном, который, как окно в другой мир, открывается сзади за креслом и откуда происходит таинственный нереальный свет. Она прислушивается к нему.

И это сияющее светло-зеленое начинает в свою очередь с ней играть. Оно разделяется, как плазма, как положительное и отрицательное электричество, на светло-зеленое и точечно-розовое, которое в виде розовых цветочков блуждает теперь по ее креслу. В фигуре девушки произошло, как мы видели, разделение на светло-желтое и светло-синее, а духовный мир отвечает ей разделением своего первоначального неясного состояния (левая верхняя часть картины) на сияющее светло-зеленое и цветущее розовое. Вот такая динамика.

Медитация на яблоке

А второй момент – это маленькое яблоко, которое лежит на столе и которое тоже совсем не случайно наполовину зеленое и наполовину розовое. Не будь этого яблока, то что было бы с девушкой? Она бы умерла!

Закройте пальцем яблоко на картине и убедитесь, что фигура девушки превращается в абсолютно мертвую. Проверили? Это просто не картина, а магия какая-то! Оказывается, в маленьком яблочке заключена вся ее жизнь! Это единственное, что удерживает душу здесь и не дает ей улететь в тот светлый духовный мир навсегда.

И мы можем дальше домыслить картину. Итак, она сидела за столом и мысленно концентрировалась на яблоке. Затем она закрыла глаза и откинулась на спинку кресла, но медитация продолжалась. В этой медитации она видит перед собой уже не яблоко, а себя, смотрящую не на физическое яблоко, а в духовный мир и прислушивающуюся спиной к духовному миру, где прообразы всех вещей. И вот из этого состояния получилась такая замечательная картина!

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *