Картина «Девятый вал», написанная в 1850 году — это переломный момент в творчестве знаменитого художника И.К. Айвазовского (1817—1900). В 33 года он уже известный маринист, у него в Феодосии своя школа, свои ученики. Над этой монументальной картиной он работал почти 2 года, и впервые на ней выступает разыгравшаяся стихия, шторм, кораблекрушение — по своему содержанию она сильно отличается от написанных им ранее умиротворяющих морских пейзажей. Появились люди, сюжетность, многоплановость, поменялся весь характер его живописи, картины наполнились глубоким философским смыслом — далеко еще не раскрытым.
Так, какой же смысл вкладывал сам Айвазовский в свою картину, которая тогда мгновенно завоевала всеобщую любовь и стала собственностью императора, а затем попала в Русский музей в Санкт-Петербурге?
Что значит для Айвазовского «Девятый вал»?
Не является ли этот «Девятый вал» неким инициирующим испытанием, через которое проходит каждый художник, каждый творческий человек?
Анализ по частям: Четыре стихии
Мы не будем раскапывать в архивных данных, что там думал художник о своей картине, но обратимся к ней самой. Рассмотрим пристально и последовательно всю плоскость картины. Произведем детальное ее описание. Конечно, я не буду здесь перечислять все, что я в ней увидел, но только самое основное, что позволит нам двигаться дальше в поисках ее тайны.
Картину можно сразу разделить на верхнюю половину (небо с его желто-оранжево-красными тонами) и нижнюю (море с преобладанием свинцово-серых зеленоватых тонов). Есть четкая горизонталь, которая делит картину приблизительно пополам.
Стихия света
Что мы видим в верхней половине?
Здесь действуют выступающее сквозь желтизну белое солнце и ветер, разгоняющий красные тучи. Можно задать себе вопрос: почему они красные? Откуда берется этот красный цвет? Очевидно, он происходит благодаря взаимодействию света с частицами воды и тумана, повисшими в воздухе. Это физический феномен: свет проходящий через замутненную среду сдвигается в красную область спектра. Взяв на вооружение этот феномен, художник изобразил таким образом мощнейшее взаимодействие света с материей. Введя этот огненный красный, он добавил солнцу невероятную силу.
Водная стихия
А что происходит в нижней половине картины?
Здесь господствует море с его чернотой. И опять же эта чернота многократно усилена добавками зеленого цвета. Откуда вообще берется зелень моря? Очевидно от смешения желтого и синего, а чернота от смешения красного и зеленого. Зеленый усиливает черный. Море бывает зеленым только когда оно волнуется. Тогда мы смотрим сквозь волны (замутненная среда) одновременно и на свет от солнца и на темноту морских глубин. Смешиваются две области спектра, а внизу картины это смешение настолько мощное, что оно дает откровенно черный — море открывает свою истинную суть.
Таким образом, художник работает не с натурой, а с физикой, с законами света и цвета. Он берет свои цвета не от природы, копируя их на картине, а из знания физических законов. Он творит цвета, смешивая в разных пропорциях желтое, красное и синее, он творит так откровение стихийного мира. Открывает нам мир элементарных сил.
Три направления
Далее, в картине есть четкая вертикаль. Ее задает солнце, и светлые блики солнечной дорожки в нижней части проводят невидимую вертикальную линию, фактически прямо опускающуюся вниз и делящую картину в пропорции золотого сечения. Таким образом, получается уже четыре области: левая верхняя, в которой хозяйничает солнце, придавая тучам красный цвет, правая верхняя, где мы видим несущихся духов воздуха, левая нижняя, где возвышается самый высокий пенистый вал, и правая нижняя, где совсем черно — где, наверное, хозяйничает дух моря. Причем в левом верхнем углу небо такое же глубокое до черноты, как вода в нижнем правом.
Воздушная стихия
Перейдем теперь к третьему направлению. Да, кроме вертикали и горизонтали направлений в картине есть еще и третье направление — его задают серые морские волны (три вала), движущиеся под углом в среднем 20 градусов к горизонту. Горизонта как такового нет, и нет перспективы, нет вертикальных фигур, деревьев, столбов, домов — а три направления пространства все-таки существуют! Как гениально сумел изобразить художник трехмерное пространство, не опираясь ни на какие геометрические доминанты!
Это не картина моря с натуры. Это внутреннее видение художника, который в 33-м годам научился видеть море изнутри, в его сути, работая только цветом, увиденным в глубине души.
Звук и стихия твердого
Однако, если картину с этой игрой стихий — игрой света и ветра с прозрачностью и тяжестью воды — оставить как таковую в ее бескрайности и с тремя направлениями пространства, то в ней что-то будет не так. Море бушует, но картина молчит. Ради эксперимента закройте рукою людей, и вы увидите это величественное молчаливое спокойствие моря! Спокойствие, несмотря на бурю!
Надо, чтобы картина зазвучала. И как художник заставляет бурю звучать?
Да, он вводит дополнительно четвертое направление, которое 1) устраняет существующий из-за волн перекос и 2) задается сломанной мачтой. Да, пришлось добавить в картину что-то твердое, которое задает еще одно направление, противоположное третьему. Вдобавок, художник утяжеляет мачту фигурками спасающихся людей. Их роль на картине — создать равновесие — ничего больше. Получилось четвертое измерение.
Однако, это еще не тайна, о которой хочется рассказать.
Стихийный мир
Хотя четвертое измерение — это уже не от мира сего. В живописи оно необходимо, а вот в стихийном мире все искусственное и человеческое как лишнее. По сравнению с красочным великолепием бурлящей пенистой субстанции морской стихии эти мелкие формы с их руками, ногами, головами, с атрибутами одежды представляют собой безобразие. Стихия восстает против вторжения на астральный план фигурок людей, и с ее стороны должно последовать противодействие. Ее ответное действие приходит из правой верхней области, где хозяйничают духи ветра.
Безобразие должно быть поставлено на свое место. И что мы видим? Мы рисует нам это ответное действие в указанной области, его производят те светлые и темные лики (духи ветра), что нависли на солнцем. В чем проявляется это действие? Оно идет сверху вниз, немного по диагонали — и в нижней половине картины — оно как бы сдувает потоком воздуха — возникает этот пенистый девятый вал. И это вздувшийся от ветра вал нависает как смерть над людьми.
Девятый вал — это реакция стихии, возмущенной вторжением человека.
Вот о чем картина! Она о том, что дикая природа всегда против человеческой цивилизации, она хотела бы ее изгнать. И сколько бы человек не старался воспользоваться силами природы, всегда придет девятый вал, который перечеркнет все его искусственные изобретения. От них все зло на планете! Гармония человека с природой невозможна!
Зато, когда на картине появились люди, она начала звучать. Глядя на нее, мы теперь явственно ощущаем гул ветра и грохот разрушающихся морских валов. И еще крики людей: спасите, спасите, спасите!
Кто герои картины?
Давайте разберемся, кто истинные герои картины. Может быть, эти цепляющиеся за бревно потерпевшие крушение люди, издающие сигнал SOS? Им ли художник посвятил свое произведение? Вот вам идеал мужества и самоотверженности! Конечно, нет! Художник не поместил бы их в самый низ картины, в самый ее подвал. Они отправились в море за наживой, а получили от него по башке. Значит, кто главные герои?
Солнце, море, ветер — вот главные герои картины
Посмотрите на солнце — это силища и огонь! Посмотрите на море — это тяжесть и глубина. Почувствуйте мощь ветра, который с такой легкостью гонит в пространстве многотонные волны — это скорость и мощь! Их сокрушающей силе невозможно противостоять. Мы должны содрогаться перед их могуществом.
И остается пока тайной, что художник хотел этим сказать?
Что море опасно для человека? Что духи четырех стихий сильнее человеческой воли, которая должна покориться их власти? Или что морская стихия наказывает людей за их гордыню, жадность и мелочные устремления?
Кто эти мореплаватели?
Ясно, что это не военные, не матросы, не естествоиспытатели, не пассажиры из высшего общества, отправившиеся повидать море. Скорее, это разбойники, работорговцы, морские пираты, отправившиеся в плавание за добычей. Только для этих добытчиков не нашлось места на празднике стихий. Люди сунулись на чуждую им территорию, окунулись не в свою стихию. И победоносные духи солнца и ветра безжалостно гонят их прочь, занеся над их головами девятый вал.
Кто победитель?
А теперь откроем секрет!
Стихия — это творчество, а несчастные мореплаватели — это те, которые в этой стихии, то есть, в царстве духа, терпят крушение. Может быть, они хотят научиться живописи — но в корыстных интересах: чтобы продавать картины и получать деньги. Ох, сколько их повидал Айвазовский среди своих учеников! Да, они хотели стать такими же богатыми, как их учитель, однако жить духом творчества не умели — и духовная стихия не пускала их дальше разбитого корыта, делала их более бедными и несчастными, чем до своего решения заняться творчеством.
Почему я, Айвазовский, могу стоять в стихии творчества, а вы нет? Почему я победитель? Потому что когда я творю, я сам солнце, я ветер, я море. А вы в этом море как щепки! Вы держитесь за себя, вы противопоставляете себя стихиям и гонитесь за своей прибылью, хотите что-то от моря творчества получить — и потому ничего не получите.
Картина Айвазовского «Девятый вал» это не просто морской пейзаж, это переполненная чаша гнева. Праведного гнева Творца на нетворческих людей, на торговцев и потребителей искусства, меняющих красоту на золото. Долгие годы они бесили художника, он же молча писал на заказ дешевые морские пейзажи. Но вот пришел Девятый Вал, а с ним испытание. Художник увидел в красках себя самого, как бы изнутри, стоящего среди разбушевавшейся морской стихии. Увидел это красное от гнева небо, эту черную, грозящую тебя проглотить бездну, эти белые блики неземного света на поверхности моря, скрывающие от тебя вечную тайну. Увидел картину посвящения человека в мистерию творчества.
Творчество и жизнь
Это то, чего не понимают художники. Они думают, что каждый твой «выход в море» принесет тебе деньги. Нет, творчество приносит славу и деньги при условии, что ты видел свой «Девятый вал».
Картину мало посмотреть, ее надо пережить. И тогда, как отголосок, на следующее утро при пробуждении вы увидите картину своей инициации. И тогда вам захочется творить. Но творить не так, как это делают выпускники художественных училищ, устраиваясь на соответствующую работу и получая зарплату за свое искусство, а так, как я пишу в книге «Занимайся творчеством и богатей». Творчество до «Девятого вала» не обогащает, оно только разоряет художника, а творчество после «Девятого вала» — делает человека богаче во всех смыслах.
О чем эта книга? О том, что если хочешь заниматься творчеством, то либо стань как Айвазовский и богатей, либо продолжай, как те горе-мореплаватели на картине, испытывать вечные материальные трудности.
Добавить комментарий