Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

В современной живописи натюрморт — это самый популярный жанр.

Andrey Aranyshev «Evening Still Life», 60 x 45 cm, 2016

То, что происходит сейчас в изобразительном искусстве, можно назвать как переход от пейзажа к натюрморту. От далекой пейзажной перспективы к изображению близкого предмета. Чтобы потом этот пространственный предмет, так сказать, растворить в красках и перейти к описанию временных образа-творческих сил, создающих в нашем сознании видимую картинку предмета. Все знают про эффект медитации: когда долго концентрируешься на предмете — например, на вазе с цветами — то этот предмет начинает вдруг исчезать. Спрашивается, для чего вообще современный художник растворяет предметы в абстрактных образах? Может быть, это упражнение? И надо ли вообще так делать?

Как художник создает натюрморт?

Есть два пути.

Первый путь: ты видишь перед собой стоящую вазу с цветами, делаешь карандашный рисунок, а потом раскрашиваешь его красками, чтобы получилось подобие живого реалистического объекта, но уже мертвого (натюрморт в переводе — это мертвая натура, мертвая реальность). И зачем нам эта мертвая реальность? Чтобы картина висела потом в раме на стене и напоминала тебе, что где-то есть настоящая жизнь?

Второй путь: ты видишь свой внутренний образ, созданный впечатлением от увиденного предмета, той же вазы с цветами, ты удерживаешь его в памяти и пытаешься передать в красках. При этом возникает новая картина, которая может лишь отдаленно напоминать увиденное, но в которой есть живые взаимоотношения цветовых пятен, есть жизненные потоки, переданные художником в виде отрывочных тонких линий, есть дыхание и живая атмосфера твоего собственного присутствия в объекте. Может быть, твоя жизнь внутри выбранного тобою объекта и является целью художника, пишущего абстрактный натюрморт?

Эффект присутствия

Крот скоро мы разобрались с абстрактной живописью — что это попытка художника проникнуть в жизнь, так сказать, окунуться в момент, и взять из этого настоящего момента жизненные силы — то следующий вопрос: насколько сильно ты умеешь в это настоящее проникать.

Некоторые скажут: Зачем мне вообще куда-то проникать? В жизнь каких-то предметов на столе?

Однако художник, выбирая второй путь, проникает к своему истинному «Я», когда пишет картину. И ценность такой картины определяется тем, насколько сильно он присутствует в изображаемом объекте. Суметь вписать в объект свое «Я», свою неповторимую индивидуальность (так чтобы все увидели, что это картина Андрея Аранышева и никого другого) — вот смысл искусства. Художник здесь демонстрирует свою силу жить в настоящем. Не в прошлом, не в будущем, не в мыслях, что у цветочков должны быть лепесточки и что горшок с цветами должен стоять на блюдечке и свет на него должен падать слева направо — нет, ты живешь в настоящем, в сейчас, пока чувствуешь в себе этот переживаемый внутри образ, свое переживание объекта.

А мы, зрители, чувствуем, глядя на картину, что значит жить в моменте сейчас. Вот вам наглядная иллюстрация к книге Экхарта Толле «Сила настоящего момента». Не надо никаких аудио-медитаций — все равно не поймете, как выглядит момент просветления — а просто смотрите на картину, описывайте ее внутренне, разбирайтесь, что в ней к чему!

А куда ведет творческий путь?

К постижению истины? К тому, чтобы зарабатывать, продавая произведения искусства? К творческой реализации себя как художника? Нет — ни то, ни другое, ни третье!

Естественно, вы много не получите, не обогатите себя, если будете просто смотреть на чьи-то картины, пусть самые красочные и гениальные, то есть, на чьи-то чужие проникновения, на присутствие в картине чьего-то духа. Надо самому творить, самому превратиться в художника. Ты разделяешься тогда надвое: на того, кто мыслит и чувствует возникающий внутренний образ, и того, кто изображает свое мышление и чувствование. И с каждым разом тот, кто изображает свое мышление и свое чувствование, будет становиться всё сильнее и ярче до тех пор, пока вы не научитесь отождествлять себя с ним.

И тогда станет ясно, что каждая картина была для вас как тренировка в спортивном зале, как накачивание своей творческой мышцы, творческой силы. Каждая тренировка показывает, насколько сильно вы умеете жить в настоящем.

Здесь возникает следующий вопрос. Раз мы выяснили, что художник все время тренируется, то тренируется он перед чем? Зачем ему нужны тренировки? Чтобы продавать потом картины и радовать ими потребителей? Или войти в историю русского искусства? Полюбуйтесь, какой талантливый художник! Как метко он подчеркнул цветовую тональность вечернего натюрморта! Какие краски! Какое радостное умиротворяющее настроение!

Или он тренируется и наращивает свою творческую силу перед какой-то другой социальной задачей? В чем заключается эта более высокая задача художников и всех творческих людей, к которой они стремятся, когда достаточно потренировались на живописных натюрмортах и пейзажах?

На этот вопрос отвечает моя книга «Занимайся творчеством и богатей».

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *