Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Н.П.Богданов-Бельский «Купальщица», х/м, начало ХХ в.

Моя сегодняшняя статья об этой работе русского художника Богданова-Бельского (1868—1945) «Купальщица». В общем — обычная картина — на камне к нам спиной сидит обнаженная девушка, окунув руку в реку. Но какой реализм! И как все композиционно продумано!

Художник изучает женское тело

Не важно, с натуры или не с натуры, но когда художник пишет картину, то он изучает женское тело, его природу и законы. Причем, не обязательно на картине должна быть фигура голой женщины, это может быть даже пейзаж, может быть жанровая сцена, или натюрморт — но в любом случае объектом картины является женская природа. Красота местности и женская красота — это для художника одно и то же.

В данном случае, для пояснения, чтобы у нас исчезли сомнения, что на картине с камнем и морем действительно представлено женское тело, художник помещает в пейзаж и само тело со всей его анатомией и частями.

Части женского тела

С точки зрения художника, в теле женщины есть две главные части — это голова (точнее, волосы) или темная часть, и все остальное — лицо, шея, грудь, спина, попа, ноги и руки — или светлая часть. Светлая часть — это что-то дифференцированное, но в то же врем целостное и однородное. В живописи важна полярность светлого и темного — на этом все построено. Мы иногда называем это: нижняя часть и верхняя часть — но это не совсем правильно.

Элементы мертвого и живого в женском теле

Волосы — это, конечно, мертвое, а все остальное снизу — это живое, включая даже спину. В мужском теле это не так, есть равновесие живого и мертвого в каждой части тела, есть костный скелет (мертвое) и живые ткани, мускулатура (живое). У мужчины есть лишь один орган, который представляет из себя полностью живое, как у женщины все ее тело за исключением верха головы.

На картине всегда должно быть равновесие — у фигуры живое и светлое снизу, мертвое и темное сверху, а на пейзаже наоборот — мертвый и темный камень снизу, а живая морская или озерная вода сверху. Природа — это женщина вверх ногами. Вы не замечали?

Почему художник изображает женщину со спины

Конечно, мы, зрители, хотели бы увидеть обнаженную женщину спереди. Но у художника другая задача — пробудить у нас чувство живого. Если ты изображаешь женскую фигуру спереди, то тебе не показать ее спину. А изображая сзади, ты можешь показать всё, даже грудь! К тому же и массив волос выглядит сзади как одно большое пятно.

А что такое женская спина? В смысле анатомического строения это нечто соединяющее верхнюю и нижнюю часть, а в художественном — это еще то, что объединяет всю композицию в одно целое. Грудь не объединяет, живот не объединяет, а спина — да. Руки и ноги растут из спины. Это самая большая, живая и загадочная часть женского тела. Женщина начинается со спины. Спина — это источник жизни. Не потому ли так хочется прикоснуться к обнаженной женской спинке, потому что все и мягкое и твердое оттуда растет?

Почему художник изображает женщину сидящей

По той же причине. Если изобразить женщину лежащей, тогда в картине будет недоставать вертикали. А если стоящей? Тогда будет ясно, что там внутри есть словно какой-то твердый столб — то есть, мертвое. Живой дух напрягся и силой воли поднял свое мертвое тело. А у художника задача изобразить не мертвое, а живое. Поэтому он выбирает сидячую позу. Женщина посажена на камень как растение посажено в землю.

Причем, этим камнем, на котором сидит обнаженная девушка, художник убивает сразу двух если не трех зайцев. Контраст: мягкая попа на твердом камне. Контраст темного и светлого, тяжести и легкости — и все это в цвете. Но что характерно — сколько рядом более мелких камней под водой. И как они прорисованы! Если бы не эти камушки, то картина не смотрелась бы, и женская фигура потерялась бы! Камушки придают конкретику.

Дотронуться до дна

Смысл в том, что женское тело, оно насквозь мягкое, проникающее, как вода. И во всем организме есть только одна твердая часть — это голова, она как камень. В духе женщина изначально тверда, как камень, или как та твердая оболочка, которая покрывает поверхность планеты.

И что интересно, на картине женщина опускает свою голую руку в воду. Для чего? Чтобы дотронуться до дна. Вот что важно в женской натуре — сидит на камне и ищет камень. Через это заземляется, становится сродни земле.

Спасибо художнику Николаю Богданову Бельскому за интересный материал для статьи.

Об авторе статьи:

Я писатель и художественный критик. Сайт «Занимайся творчеством и богатей» создан мною для продвижения современных русских художников, а главный проект сайта «Возвращение в жизнь» имеет целью поднимать творческих людей России к финансовой свободе, чтобы дать им возможность реализовать в этой жизни свои смелые идеи и планы. Станьте спонсором и активным участником проекта! Чтобы получить руководство к действию, пройдите наш бесплатный курс «Как правильно продавать авторскую книгу и зарабатывать до 500 т.р. в месяц» . А также читайте другие мои книги. С уважением, Михаил Андреев.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *