Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Василий Кандинский, Зимний пейзаж, 1909
Василий Кандинский «Зимний пейзаж», картон, масло, 76 х 98 см, 1909

Творчество Василия Кандинского (1866—1944) чрезвычайно разнообразно. В историю русской и мировой живописи он вошел как абстракционист, может быть, даже самый первый абстракционист, открыв тем самым в изобразительном искусстве совершенно новое направление, которое процветает по сей день. Но что интересно, Кандинский научил художников по-новому пользоваться цветом, открыл им всю палитру красок, что видно в самых первых его работах, в знаменитых пейзажах, таких, например, как «Зимний пейзаж», 1909 г. В чем тайна прекрасного?

Абстракционизм или реализм?

В этой работе нет абстракции, нет хаоса и нагромождения геометрических фигур или линий, характерного для абстрактной живописи, зато есть точечные цветовые пятна, малые и большие. Присмотритесь к ним! Как они скомпанованы? Какую имеют форму? Круглую? Продолговатую?

Редко в какой области доминирует один и тот же цвет. Есть только более-менее моноцветные фигуры — это домик и горный задний план за ним. Они задают основные цвета, которые затем в сгущенном или разбавленном виде повторяются во всех частях картины: на земле и над ней.

Обратите внимание на преобладание желтого и синего цвета в картине. Знаменитый ультрамарин Кандинского, присутствует здесь, как всегда. Таинственный теплый цвет, создающий форму и настроение картины, придающий пейзажу загадочное очарование. Посмотрев на картину, хочется самому взять краски и поработать с цветом, сделать из сочетания желтого и синего что-то абстрактное, композицию без названия. Этих композиций под номером в творчестве Кандинского будет целое множество, целое живописное направление.

Но родился абстракционизм из реалистического пейзажа. В основе этой картины лежит реальный ландшафт.

Белый цвет

Эту картину иногда называют «Белый пейзаж». Почему белый? Ведь белого почти нет в картине! Даже снег у Кандинского далеко не белый. Снег состоит из синих и желтых пятен, которые группируются в нужной пропорции в зависимости от освещенности и удаленности. Тень от дерева полностью синяя. Цветовые пятна создают рельеф, имитируют отражение и поглощение света.

А может быть, Кандинский раскладывает изначально белый цвет, как это делают в физике, на желтый и синий? Согласно цветовой теории И.В.Гете у белого света, проникающего в среду, есть синий и желтый край. При смешении синий и желтый создают зеленый. Видите эти зеленые области на небе и вдоль дорожки? Они образованы из слияния желтого и синего.

И есть еще одна модификация белого цвета — красно-фиолетовая. Здесь взаимодействие света с материи доходит до своей крайности, и при смещении эти крайности создают черный цвет или — если смешение происходит в слабой дозе — бледно розоватый цвет. И всё это есть проявления белого качества, которое в основе всего.

Жизнь и смерть

Согласно представлению Василия Кандинского у света есть две возможности на земле: жить или умереть. Если взаимодействие света с физической поверхностью зашло недостаточно глубоко, то образуется желтый и синий, дающие при совмещении зеленый — это жизнь. Свет продолжает дальше жить на земле в виде зеленого.

Если же взаимодействие более глубокое, то возникают «страшные» тона: красный и фиолетовый и вместе они дают розовый или черный — это смерть света.

Белый свет

Что получается? Получается, что каждая картина это как сражение света со тьмой, и мы, люди, все время находимся на поле битвы. В зависимости от ее исхода мы, гуляющие по земле люди, имеем те или иные настроения: солнечная погода — радость, хмурая пасмурная — печаль. А художник, он это настроение рассматривает как следствие победы или поражения света.

Вот здесь, слева от дорожки, свет победил, справа — чуть проиграл, на фасаде дома мы ему искусственно помогли, а до сюда, до гор и облаков он просто еще не дошел. Чем же завершилось сражение — смотрите сами. У каждого могут быть свои идеи.

Как смотреть Кандинского

Когда мы смотрим картины Кандинского, то надо понимать, что все они суть откровения белого света в природе, в предметах, в нашем сознании. Всё, что происходит на земле — это страдания белого света (страсти по Иоанну или Матвею). И важно не то, какие при этом получаются формы, узнаваемые или абстрактные, живые или мертвые, а в самой композиции этих пятен, в ее величии.

От богатства больших и малых цветовых пятен мы испытываем чувства. Примерно так же и в жизни мы переживаем большие и мелкие события в их многообразном сочетании и нагромождении, переживаем это как сны о действительности. По сути, мы воспринимаем лишь черно-белую иллюзию жизни. В отношении СВЕТА, действующего через нас, мы фактически спим — и поэтому просыпаем цвета и краски жизни, не замечаем ее сокровищ, на которых сидим. А когда мы то же самое видим на картине Кандинского, то начинаем пробуждаться: Ах вот из чего ОНА состоит!

Ценность картины — не в том, что ее можно продать за несколько миллионов Евро. Конечно, все картины Кандинского стоят сегодня очень дорого, но не в том цель художника, чтобы создавать дорогостоящие произведения искусства. Художник открывает главное свое богатство во время написания картины, при жизни, сейчас. И этому он учит нас: смотреть на картину, открывая то богатство света и цвета, которое он для себя открыл, когда ее писал. Фактически, он ставит нас на путь творчества, о котором я пишу в книге "Занимайся творчеством и богатей".

Михаил Андреев

Рождество, 7.01.2022

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *